Государственный музей Востока в Москве предлагает вниманию зрителей выставку "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ КОВРЫ И КАЛАМКАРЫ МУСУЛЬМАНСКОГО ВОСТОКА", которая будет проходить с 20 июля по 26 сентября 2006 г. Выставка знакомит с одним из интереснейших явлений в искусстве мусульманского Востока - изобразительными коврами и каламкарами 17-20 вв. из собрания музея. Поскольку в декоративном искусстве мусульманских стран преобладают произведения орнаментального характера с геометрическими или растительными узорами, ковры с изобразительными мотивами не так знакомы широкому зрителю и менее изучены. Между тем, этот тип ковров имеет такую же древнюю историю, как и орнаментальные изделия.
Два раздела выставки посвящены коврам и каламкарам Ирана, наиболее прославленного этими видами ремесел, третий - менее известным изобразительным коврам Синьцзяна, северо-западной провинции Китая, населенной уйгурами, исповедующими ислам. Их дополняют ковры Азербайджана и могольской Индии, а также предметы других видов декоративно-прикладного искусства, демонстрирующие единство изобразительных тенденций во всех регионах мусульманского мира и в разных видах искусства.
Соединение на одной выставке иранского и уйгурского искусства не случайно. Несмотря на то, что эти два региона находятся на разных концах мусульманского мира, на значительном расстоянии друг от друга, взаимные влияния в искусстве этих народов прослеживаются с древних времен. В Средневековье уйгурские художники, являясь великолепными мастерами монументальной живописи, занимали важное место в художественной жизни народов Среднего Востока. Они сыграли значительную роль на начальном этапе развития тебризской художественной школы, так как привезенные в начале 14 в. в Тебриз монгольскими ильханами уйгуры стали главными распространителями влияния китайской живописи в Иране. Умело сочетая в своем творчестве традиции местного и китайского искусства, они выработали собственную манеру и стиль, во многом заложивший основы для будущего расцвета тебризской школы уже в сефевидскую эпоху.
Бурный расцвет изобразительного ковроткачества в Иране пришелся на время Сефевидов (1501-1722). Эти произведения искусства, созданные под влиянием миниатюрной живописи, переживавшей пору подъема, выделяются тонкостью рисунка и высочайшим качеством технического исполнения. Именно в это время сложились основные центры производства изобразительных ковров: Тебриз, Кашан, Исфахан, к которым позже добавился Керман. Наиболее ранние экспонаты выставки представлены изделиями этих центров 17 - нач. 19 вв. с традиционными для этого времени изображениями садовых цветов, ваз и животных, сцен охоты и эпизодов из персидской литературы. Большинство иранских ковров выставки относятся к рубежу 19-20 вв., когда традиционная тематика изобразительных ковров значительно обогатилась за счет копирования тиражированных изображений: книжной гравюры и фотографий. В репертуаре ткачей появились портреты современных им политических деятелей и известных исторических персонажей.
В 18-19 вв. в Иране большое распространение получили каламкары - изделия из хлопчатобумажных тканей с набойкой, дополненной росписью. Производство этих изделий носило массовый характер, их использовали как дешевую замену ковров для украшения бедных иранских домов. Традиционно тематика сюжетов на каламкарах совпадала с изображениями на коврах, а в начале 20 в., когда все иранское искусство было охвачено интересом к политическим событиям в стране, мастера по росписи на тканях гораздо быстрее ковроткачей успевали реагировать на революционные выступления в разных провинциях Ирана, помещая на каламкары сюжеты на злобу дня. Несколько каламкаров из собрания Р.П. Абиха, непосредственного участника этих событий, представлены на выставке.
Ковры уйгурских мастеров в коллекции музея, собранные в ходе экспедиций в советскую часть Восточного Туркестана, граничащую с Китаем, показывают, что к 20 в. в изобразительных уйгурских коврах прослеживается обратное влияние иранского искусства, на этот раз опосредованное через искусство могольской Индии. Уйгурские ковры представлены, в основном, "вазовыми" и "птичьими" типами ковров. Характерной для них является развернутая по горизонтали композиция с крупным узором. В первом случае это изображения ваз с букетами цветов, расположенные в ряд, а во втором - единичных пернатых или целых стай.
Три раздела выставки, дополняя друг друга, показывают изобразительные ковры как специфическое явление в истории мусульманского искусства. Вводя в научный обиход новый фактический материал, выставка, сопровождаемая изданием каталога, показывает тесную связь этого вида искусства с историческими процессами и дает богатый материал для изучения культуры этих регионов.