НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Изобразительные ковры и каламкары мусульманского Востока

c 20 июля по 26 сентября 2006Москва
Изобразительные ковры и каламкары мусульманского Востока
Изобразительные ковры и каламкары мусульманского Востока
Изобразительные ковры и каламкары мусульманского Востока
Изобразительные ковры и каламкары мусульманского Востока
Изобразительные ковры и каламкары мусульманского Востока
Государственный музей Востока в Москве предлагает вниманию зрителей выставку "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ КОВРЫ И КАЛАМКАРЫ МУСУЛЬМАНСКОГО ВОСТОКА", которая будет проходить с 20 июля по 26 сентября 2006 г. Выставка знакомит с одним из интереснейших явлений в искусстве мусульманского Востока - изобразительными коврами и каламкарами 17-20 вв. из собрания музея. Поскольку в декоративном искусстве мусульманских стран преобладают произведения орнаментального характера с геометрическими или растительными узорами, ковры с изобразительными мотивами не так знакомы широкому зрителю и менее изучены. Между тем, этот тип ковров имеет такую же древнюю историю, как и орнаментальные изделия.

Два раздела выставки посвящены коврам и каламкарам Ирана, наиболее прославленного этими видами ремесел, третий - менее известным изобразительным коврам Синьцзяна, северо-западной провинции Китая, населенной уйгурами, исповедующими ислам. Их дополняют ковры Азербайджана и могольской Индии, а также предметы других видов декоративно-прикладного искусства, демонстрирующие единство изобразительных тенденций во всех регионах мусульманского мира и в разных видах искусства.

Соединение на одной выставке иранского и уйгурского искусства не случайно. Несмотря на то, что эти два региона находятся на разных концах мусульманского мира, на значительном расстоянии друг от друга, взаимные влияния в искусстве этих народов прослеживаются с древних времен. В Средневековье уйгурские художники, являясь великолепными мастерами монументальной живописи, занимали важное место в художественной жизни народов Среднего Востока. Они сыграли значительную роль на начальном этапе развития тебризской художественной школы, так как привезенные в начале 14 в. в Тебриз монгольскими ильханами уйгуры стали главными распространителями влияния китайской живописи в Иране. Умело сочетая в своем творчестве традиции местного и китайского искусства, они выработали собственную манеру и стиль, во многом заложивший основы для будущего расцвета тебризской школы уже в сефевидскую эпоху.

Бурный расцвет изобразительного ковроткачества в Иране пришелся на время Сефевидов (1501-1722). Эти произведения искусства, созданные под влиянием миниатюрной живописи, переживавшей пору подъема, выделяются тонкостью рисунка и высочайшим качеством технического исполнения. Именно в это время сложились основные центры производства изобразительных ковров: Тебриз, Кашан, Исфахан, к которым позже добавился Керман. Наиболее ранние экспонаты выставки представлены изделиями этих центров 17 - нач. 19 вв. с традиционными для этого времени изображениями садовых цветов, ваз и животных, сцен охоты и эпизодов из персидской литературы. Большинство иранских ковров выставки относятся к рубежу 19-20 вв., когда традиционная тематика изобразительных ковров значительно обогатилась за счет копирования тиражированных изображений: книжной гравюры и фотографий. В репертуаре ткачей появились портреты современных им политических деятелей и известных исторических персонажей.

В 18-19 вв. в Иране большое распространение получили каламкары - изделия из хлопчатобумажных тканей с набойкой, дополненной росписью. Производство этих изделий носило массовый характер, их использовали как дешевую замену ковров для украшения бедных иранских домов. Традиционно тематика сюжетов на каламкарах совпадала с изображениями на коврах, а в начале 20 в., когда все иранское искусство было охвачено интересом к политическим событиям в стране, мастера по росписи на тканях гораздо быстрее ковроткачей успевали реагировать на революционные выступления в разных провинциях Ирана, помещая на каламкары сюжеты на злобу дня. Несколько каламкаров из собрания Р.П. Абиха, непосредственного участника этих событий, представлены на выставке.

Ковры уйгурских мастеров в коллекции музея, собранные в ходе экспедиций в советскую часть Восточного Туркестана, граничащую с Китаем, показывают, что к 20 в. в изобразительных уйгурских коврах прослеживается обратное влияние иранского искусства, на этот раз опосредованное через искусство могольской Индии. Уйгурские ковры представлены, в основном, "вазовыми" и "птичьими" типами ковров. Характерной для них является развернутая по горизонтали композиция с крупным узором. В первом случае это изображения ваз с букетами цветов, расположенные в ряд, а во втором - единичных пернатых или целых стай.

Три раздела выставки, дополняя друг друга, показывают изобразительные ковры как специфическое явление в истории мусульманского искусства. Вводя в научный обиход новый фактический материал, выставка, сопровождаемая изданием каталога, показывает тесную связь этого вида искусства с историческими процессами и дает богатый материал для изучения культуры этих регионов.

www.museum.ru/N27395
Ваше мнение »»

»»Государственный музей Востока
Адрес:город Москва, Никитский бульвар, 12а
Проезд:См. здесь
Телефоны:(495) 691-9614, 691-0212, 691-4966 (экс. бюро)
сайт:www.orientmuseum.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 23.04.2024  x    ?  


Античность. Система координат - проект музея-заповедника «Архангельское» в парке «Зарядье»

Вернисаж сезона Май/Июнь'24 на "Пушкинской-10"

Выставка «Шолохов. Больше чем писатель»

Открытие летнего сезона в Петергофе

Зураб Церетели. Солнечный сад. Выставка к 90-летию художника

На поле Куликовом. Выставка Елены Машкариной

"Образ героя" - выставка военной графики в Артмузе

Выставка «Строкою Пушкина воспето…» в Русском музее фотографии

К 150-летию Первой выставки импрессионистов

Жерар Юфера. Один день в музее

Выставка «Горячая эмаль. Медь» в Ростовском музее изобразительных искусств

Презентация книги «Мир искусства Надежды Добычиной» в KGallery

Выставка к 80-летию освобождения Крыма и Севастополя от немецко-фашистских захватчиков

Дмитрий Стрелков "Живописная партитура". Живопись

Выставка-ретроспектива "Дневник Победы" в Музее Востока

Лоик. Скульптура войны и мира

Персональная выставка Виктора Калинина «Отсветы»

Выставка "Ars Sacra nova. От мифа к символу" в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына

Вечная классика. Традиции и эксперименты в пейзажной фотографии

Выставка фотографий "Завтра – это сейчас" в Дарвиновском музее

Высота Карпова: Урал и его художники в коллекции Ирбитского музея изобразительных искусств

Выставка «Хвостатая душа Петербурга»

Максим Моргунов "Течение жизни"

Выставка «На линии боевого соприкосновения. Новые поступления» в Военно-медицинском музее


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru