В Музее "Останкино" прошел II Международный музейный фестиваль исторических театров Европы. О Международном кинофестивале много наслышаны, реклама кругом. Международный фестиваль исторических театров еще не такой массовый, но не менее интересный. Музейный фестиваль - это музей, театр, конференция и выставка вместе, своеобразный синтез искусств и жанров. В нем заключено научное исследование, историческая реконструкция, представление публике. Сначала научное заседание, потом экскурсия по дворцу и парку. Осмотр интерактивной выставки "В тени кулис…" и единственной в Москве выставки, посвященной 250-летию композитора, "Русский миф о Моцарте".
После теоретических рассуждений о Моцарте, практическая работа: реконструкция оперы "Каирский гусь" Моцарта - мировая премьера. Классический сюжет для пьесы своего времени. Сложные перипетии любовных отношений разворачиваются в течение одного дня по сюжету и одного часа времени спектакля. Поют артисты на итальянском языке, но заботливые организаторы предоставили всем гостям двуязычные программки-либретто.
Конечно, в опере есть кокетливая служанка, ревнующий влюбленный, грозный отец Дон Пиппо, юная дочь Челидора, пламенный юноша Бионделло. По традиции, отец против выбора дочери, у него на примете своя кандидатура в женихи, да и себе он присмотрел ее подругу. Рачительный отец мечтает о двух свадьбах одновременно, несмотря на свои фантазии, он не забывает ущипнуть служанку. Но сюжет - не главное, главное - музыка. Музыка Моцарта, композитора XVIII века в театре XVIII века. То есть, музыка звучит в зале своего времени. Исполнение живое, но музыка не самодостаточное явление, она составляет единое целое вместе с вокалом и сценическим действием. Музыка - отдых для души, оформление спектакля - праздник для глаз. Декорации оперы соответствуют эпохе. Друг влюбленных картонный Купидон путешествует от юноши к девушке на облачке, которое перемещается на веревке по сцене.
"Каирский гусь" написан в жанре оперы-буфф. Правда, чтобы оценить комедийный момент шуток, надо достаточно бегло владеть итальянским. Моцарт начал писать оперу по собственному желанию в 1783 году, но, к сожалению, работа не была завершена. То, что представлено 28 июня 2006 года публике, не просто опера, которая долгое время была в архивах. Это опера-реконструкция, недостающие части взяты из других произведений Моцарта. Музыкальную часть составил немецкий историк музыки Ханс Юккерт, играют и поют российские артисты.
Пьеса о любви, ревности, кокетстве, верности. Дон Пиппо грезит о свадьбе, он раздает указания хору, как все должно быть обустроено. Изюминка свадьбы - большой золотой гусь из Каира. Забравшись в гуся, влюбленный Бионделло проникает в замок сурового отца. Дон Пиппо в ожидании свадьбы поет сам себе "Bravo, bravissimo". Радостный отец направляется посмотреть диковинного гуся, из него появляется Бионделло, берет за руки любимую Челидору. В финале получается две свадьбы, только без Дона Пиппо, Бионделло и Челидоры и ее компаньонки с другом. Завершился спектакль аплодисментами, просвещенная в театральном отношении публика приняла спектакль тепло и с воодушевлением. Такую атмосферу в большом пафосном зале не встретишь.
После спектакля приятно прогуляться по парку. Он оформлен садовыми скульптурами на тему театра: театральная шляпка, туфли. Вот такой Международный музейный фестиваль исторических театров Европы. Те, кто никогда не были в Зальцбурге или Вене, могут окунуться в моцартовскую атмосферу в Останкине. Фестиваль завтра продолжает работу.
Послушать музыку в Останкине можно и в другие дни, в том числе и Моцарта, музыкальные спектакли - особенность этого музея. Он изначально создавался как театр, прошло более 200 лет, но первоначальная специализация музея до сих пор на высочайшем уровне (Н. Трегуб)