Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме представляет выставку "Сердце, любившее вдоволь…". Стихи Ахматовой, прочтенные Ахмадулиной, стихи последней для хозяйки дома… Музыка Моцарта и Кузьмина, одного из героев выставки… Они открыли путь в мир, воссозданный экспозицией.
Выставка - путешествие в мир трех домов, трех поэтических оазисов Петербурга - Петрограда первых десятилетий ушедшего века. Квартира Дмитрия Мережковского и Зинаиды Гиппиус, знаменитая "Башня" Вячеслава Иванова на Таврической и квартира Михаила Кузьмина, его строка стала названием выставки. На Спасской 17 поэт и композитор жил со своим неизменным спутником Юрием Юркуном.
Здесь не было попытки восстановить, реконструировать физический облик пространства жилищ поэтов. Организаторы выставки поставили перед собой цель куда более интересную - они постарались воскресить атмосферу этих мест. А любовь, любовь была одним из важнейших ее ингредиентов.
В жизни каждого из них любовь играла особую роль. Боги покинули землю. Амур стал их музой. Предметы, фотографии, книги, рукописи, рисунки - осколки прошлого, хранящие память о нем. О людях писавших и любивших с одинаковой страстью. Их стихи написаны на полях их любви, их любовь рождалась между строк их стихов. Любовные коллизии, романы и измены становились импульсом к их созданию, причиной их рождения. Они влюблялись в поэтических строчках, и расставались под их аккомпанемент.
С темных черно-белых фотографий на нас глядят глаза поэтов. В прошлом искали они вдохновения. Там виделись им укрытия от страшных событий грядущего, наступления которых чувствовали все. Но их Петербург жив и сейчас, и не только в стихах, изображениях и описаниях. Возможно в напоминании об этом, их образы в окружении современных изображений города, правда, лишенных цвета, но узнаваемых. На белом экране всплывают черные строчки, их же хранят книги и рукописи, которые здесь. Слова в них сплетены в прекрасный, болезненно прекрасный узор. Такой для них была и любовь. Всегда на краю, в соседстве со страданием и болью.
Петербург начала ХХ века как никогда прежде был похож на город-видение. Его второе трансцендентное, мистическое "Я" стало материально ощутимо. В сумерках Серебряного века, на переломе эпох, в изломанных линиях узоров модерна в их черно-лиловых переплетениях родился удивительный мир поэзии. Эпоха дышала и мыслила стихами. В них все зыбко, любой предмет, явление, лицо через мгновение - своя противоположность.
Поэты - герои Серебряного века спешат любить. Любить других и себя в них, ловя в предмете страсти свои отражения, любить поэзию. Здесь нет запретов. Для стрел Амура нет преград морали, он посылает стрелы, не внимая традиционным нормам, нравственным устоям.
Итак, дом Мурузи. Здесь жили Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус. Этой паре принадлежали ведущие роли на богемном Олимпе. Она - декадентская мадонна, рыжая ведьма известная своим скандальным поведением, тонкая ангелоподобная дева в неизменных белых платьях, которой так шли мужские костюмы. Она сделала себя зеркалом своего времени и его идеалом. Ее муж - ее спутник, иногда ее тень, ее соавтор. Их союз - союз душ в поэзии, который длился полстолетья.
Вячеслав Иванов - гостеприимный хозяин "Башни". Ее хозяйка - Лидия Зиновьева-Аннибал. Еще один великолепный творческий союз. Благодаря ей Иванов осознал себя поэтом. По средам, в полночь, собирались здесь поэты, писатели, артисты, художники, духовенство, ученые, революционеры. В "Башне" проходили вечера Гафиза, окутанные тайной, возведенные молвой в ранг тайных церемоний мистического ордена. Здесь отправлялись в прошлое, не играя, живя в нем самозабвенно. Волшебной атмосферой запомнилась посетителям и квартира Михаила Кузьмина. Не потерявшая ее даже в тяжелые коммунальные советские годы.
Другая эпоха, другой мир. Его люди и их чувства здесь в экспонатах, волшебных зеркалах, в которых живы тени прошлого.
Дополнительно о выставке http://www.museum.ru/N27204
(с) Музеи России