На конкурс проектов Всероссийского фестиваля музеев "Интермузей-2006" Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д.Эрьзи представил проект "Моро моратано" (морд.) - "Песню поем". Фестиваль аутентичной мордовской песни в МРМИИ им. С.Д. Эрьзи, посвященный 130-летию со Дня рождения скульптора С.Д. Эрьзи.
Аннотация проекта. Ведущим учреждением культуры Республики Мордовия является Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи. Главное достояние его собрания - коллекция произведений скульптора Степана Дмитриевича Нефедова (1876 - 1959), взявшего в честь своего народа художественный псевдоним - Эрьзя. В 2006 году 130-летний юбилей С.Д. Эрьзи будет широко отмечаться в Мордовии. В Саранск поклониться памяти замечательного скульптора приедут гости не только из различных регионов России, но и из-за рубежа.
Пластический язык Эрьзи необычайно музыкален. Его детские впечатления от звучных мордовских песен и мудрых сказаний, резьбы по дереву, праздничных костюмов мордовок с богатейшей вышивкой и бисерными украшениями легли в основу поэтического мировосприятия. Не удивительно, что скульптуры Эрьзи вызывают яркие поэтические и музыкальные ассоциации ("Калипсо".1917.Мрамор.; "Женский портрет".1934.Кебрачо; "Портрет мордовки".1938.Кебрачо.). Только человек, наделенный музыкальным даром, мог так тонко почувствовать и передать образ гениального Бетховена ("Людвиг ван Бетховен".1929. Кебрачо), музыки Грига ("Музыка Грига",1936.Кебрачо). И если памятник "Жертвы революции 1905 года" звучит как реквием, как торжественный хорал, то многочисленные женские головки - это лирические песни без слов. И в этом хоре явственно звучит мордовская мелодия.
С незапамятных времен песня являлась для мордвы постоянной спутницей в жизни и в труде. Художник-гуманист С.Д. Эрьзя через народную музыку впитал архаичные элементы мироощущения, которые впоследствии воплотил в творчестве.
Цель настоящего проекта: Показать уникальность художественного мышления мордвы на примере связи творчества скульптора Степана Эрьзи и аутентичного мордовского пения.
Задачи:
- Организовать и провести в МРМИИ им. С.Д. Эрьзи фестиваль аутентичной мордовской песни;
- Через фестиваль привлечь внимание различных социальных групп общества к творчеству С.Д. Эрьзи;
- Создать фильм о скульпторе С.Д. Эрьзе на основе видеоматериалов фестиваля.
В настоящее время коллекция произведений С.Д. Эрьзи насчитывает 204 работы. Из них около 90 самых значительных скульптур находятся в постоянной экспозиции. Центральный зал музея со скульптурами С.Д. Эрьзи по проекту должен стать основной концертной площадкой, где будут проходить концерты-экскурсии, где каждая песня - посвящение творчеству великого скульптора или музыкальная иллюстрация конкретного произведения.
Реализация подобного проекта стала возможной в последние 15 лет. Стали доброй традицией концерты классической музыки в рамках цикла "Музыка в музее", которые проходят вот уже 25 лет в стенах МРМИИ им. С.Д. Эрьзи. Но только в 1990-е годы в республике появились творческие коллективы, исполняющие мордовскую народную песню в аутентичной форме - мужской фольклорный ансамбль "Торама", фольклорная группа "Морденс". О их высоком мастерстве и активной концертной деятельности говорят материалы, собранные в приложении к проекту. Признание таланта музыкантов как на российском, так и на международном уровнях, их творческий потенциал позволили пригласить коллективы с концертами в музей.
Впервые в стенах музея им. С.Д. Эрьзи будет проходить фестиваль, объединяющий фольклорные коллективы вокруг знаменательного события - юбилея скульптора Эрьзи. Исконно народные звуки родины скульптора будут звучать под сводами храма, в котором хранится большая часть наследия Мастера.
Музыка способна повышать ценность экспозиции. Доминируя над экспозицией, которую она озвучивает, музыка оказывает на музейного посетителя эмоциональное воздействие, подводит его к более глубинному осознанию смысла произведений, открывает "окна восприятия", в результате чего впечатление проникает и откладывается в подсознании. Более того, звуча в музейном зале, музыка становится сама музейным экспонатом, заслуживающим, чтобы ее сохраняли для будущих поколений.