В 2005 г. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник отмечал свой 95-летний юбилей. К этой дате среди других мероприятий было приурочено создание выставки "Реставрация музейных ценностей - ремесло, наука, искусство?". Выставка должна была не только показать зрителю отреставрированные разнообразные памятники из музейных коллекций, но и привлечь внимание посетителей музея к такому важному виду музейной деятельности, как реставрация, формированию положительного имиджа музея в целом.
Еще в ходе работы над выставкой у ее создателей возникла идея использовать современные возможности компьютерных технологий и мультимедийных средств для проведения более привлекательной работы на выставке с посетителями, особенно молодым поколением.
Зритель, попадая на подобную выставку, видит уже отреставрированные памятники. Порой ему сложно представить, каким предмет был до реставрации, что с ним пришлось проделать реставратору. Хотя на выставке и была представлена реставрационная документация (фотографии памятников до реставрации и в процессе реставрации), но это было сделано не ко всем экспонатам, тем более, подробно рассказать о реставрации каждого произведения в этикетках на выставке или даже в экскурсии не всегда возможно. Кроме того, с 2005 г. в музее проводится новое занятие для старших школьников и студентов, которое называется "В тиши музейных кабинетов". Оно знакомит зрителей с музейными профессиями хранителей, реставраторов, работа которых обычно скрыта от глаз посетителя.
Для того чтобы рассказать о реставрации музейных памятников и работе реставраторов нетрадиционными способами, было предложено создать интерактивный проект с использованием информации из компьютерной базы данных о музейных коллекциях, а также видео и мультимедийных средств, записанный на CD-ROM для представления готового продукта или его части как дополнительного элемента экскурсии или занятия. Кроме того, его можно предложить посетителю музея как самостоятельный продукт для просмотра на домашнем компьютере.
Структура проекта состоит из 4 разделов. Зритель, попадая на экран с главным меню, может выбрать либо виртуальную экскурсию по музейной выставке "Реставрация - ремесло, наука, искусство?", либо попасть в раздел о реставрации конкретных музейных памятников, сгруппированных по видам искусства - иконы, масляная живопись, графика, декоративно-прикладное искусство; либо познакомиться с историей организации реставрации в Рыбинском музее-заповеднике, либо посмотреть небольшой сюжет о реставрации музейного кресла, выполненный с помощью мультимедийных средств.
Из главного меню можно попасть и на экран с информацией о музее и музейном собрании.
Раздел виртуальной экскурсии по выставке позволяет получить представление о музейных произведениях, которые на ней экспонировались, в реальных выставочных залах; а также увидеть видео-кадры экскурсий, которые проводили музейные сотрудники для студентов отделения "Дизайн" Рыбинского полиграфического колледжа. В экскурсию были включены два небольших мастер-класса по реставрации произведений графики и темперной живописи, сделанные музейными реставраторами специально для этого проекта. Здесь же представлены и интерактивные приемы, использовавшиеся в работе со студентами.
Раздел о реставрации музейных памятников в свою очередь разбит на 4 группы, в каждой из которых представлено по 4 - 6 произведений разных видов искусства из музейных коллекций, которые в разное время проходили реставрацию. В каждой группе зритель может познакомиться с изображением памятника после проведенной реставрации, при желании изображение можно увеличить и рассмотреть его поподробнее. Здесь же представлена интересная информация о самом памятнике, его бытовании, об истории его реставрации, в каких-то случаях, об истории его атрибуции в ходе реставрации. Дальше зрителю предлагается заглянуть в реставрационный паспорт данного произведения. Нажав на соответствующую клавишу меню, зритель попадает на экран, где представлены изображения этого же памятника до реставрации, в процессе реставрации с соответствующими текстовыми комментариями об особенностях проводившихся реставрационных процессов.
В каждую группу из большого количества отреставрированных в музее экспонатов были включены преимущественно те памятники, в ходе реставрации которых появились новые сведения либо о времени их создания, либо об авторах, либо об изображенных.
Примечательно, что участниками проекта стал коллектив сотрудников, включавший и реставраторов, и хранителей, и сотрудников музейного информационного отдела, которые, используя накопленную в музее разноплановую информацию, постарались в меру своих сил представить ее зрителю с помощью новых компьютерных технологий. Надеемся, что этот проект привлечет интерес новых групп посетителей не только к музею, но и, в целом, к проблемам сохранения культурного достояния.