В канун Дня Победы в Саратовском областном музее краеведения состоялась акция "Эхо войны". В центре акции - необычный предмет: фрагмент хвостового оперения - киль первого в стране именного самолета ЯК-1, подаренного фронту в годы Великой Отечественной войны. История этого экспоната уникальна.
Осенью 1942 г., в период тяжелых боев под Сталинградом, развернулось массовое движение за постройку на личные средства боевых эскадрилий в подарок фронту.
Первым именным самолетом стал самолет ЯК-1 (№ 34104), подаренный колхозниками села Усть-Курдюм Ворошиловского (ныне Саратовского) района Саратовской области. На одном из собраний в октябре 1942 г. колхозники обсуждали вопрос о том, какой подарок лучше подготовить для Красной Армии. Решили собрать личные сбережения и заказать на авиазаводе боевой самолет. Уже на следующий день в Государственный банк было сдано 170 тыс. рублей. Делегация из восьми представителей во главе с председателем колхоза П.Д. Лиханиным прибыла в Саратов на авиационный завод. Ходили по цехам, беседовали с рабочими, сами выбирали самолет.
Самолет был подарен Герою Советского Союза летчику Василию Ивановичу Шишкину. Это был опытный пилот, закончивший в 1936 г. военную школу летчиков в Борисоглебске и совершивший к 1942 г. около 130 боевых вылетов, в т. ч. 65 - на штурмовку войск противника.
В своих воспоминаниях В.И. Шишкин писал, что, получив от генерал-лейтенанта С.П. Руденко телеграмму с предложением принять в подарок самолет ЯК-1, он 1 ноября 1942 г. прибыл на завод. Самолет был им опробован в воздухе, устранены некоторые дефекты. Машина была еще не окрашена, но надпись на фюзеляже сделана: "Сталинскому соколу майору Шишкину от колхоза "Сигнал революции" Ворошиловского района Саратовской области". Перед отправкой на фронт самолет был выкрашен в серебристый цвет, на носовой части была нарисована стрела, а надпись немного изменена: "Герою Советского Союза майору Шишкину от колхоза "Сигнал революции" Ворошиловского района Саратовской области". Затем летчик, совершив полет над колхозом "Сигнал революции" и сбросив вымпел с запиской, улетел на фронт. В записке, которая потом долгие годы хранилась в семье председателя колхоза, говорилось: "До свидания, дорогие товарищи-колхозники! Я улетаю сейчас на фронт … Большое вам спасибо за самолет … Ваш летчик Герой Советского Союза Василий Шишкин". С ноября 1942 г. под Сталинградом, В.И. Шишкин произвел 55 боевых вылетов на самолете-подарке, сбил 3 самолета противника, уничтожил штурмовкой на земле 5 вражеских самолетов, 31 автомашину, 45 повозок, 75 человек. С мая 1943 г. В.И. Шишкин сражался на Орловско-Курском направлении, где провел 15 боевых вылетов, сбил 2 самолета противника и 5 самолетов в группе.
В военной части, где служил В.И. Шишкин, летчики сложили песню, в одном из куплетов которой упоминается о самолете-подарке: Лети наш храбрый Шишкин,/ Смелее всех и выше,/ Отвагою и мщением горя./ Дареным самолетом/ Рази врага с налета,/ Храни завоеванья Октября.
После Орловской операции Шишкин получил приказ сдать самолет, т.к. полк переходил на машины другой системы. Дальнейшего пути самолета он не знал, сообщил только, что тот "был в полку гвардии майора Моторного, а потом в полку гвардии майора Макарова".
31 декабря 1944 г. по просьбе ворошиловских колхозников и работников Саратовского областного музея самолет прибыл в Саратов из Бреста, где закончил "по старости" свой боевой путь. Его сопровождали младший техник - лейтенант Шевчук и механик - старшина Ваховский. Митинг по поводу встречи самолета во дворе музея запечатлел художник Е. Тимофеев, изобразив его с пятью звездами на фюзеляже (только лично сбитые на этом самолете В.И. Шишкиным самолеты противника).
Самолет предполагалось установить в специально выстроенном павильоне во дворе музея, но, к сожалению, работы по строительству так и не были начаты, сказались тяжелые послевоенные годы. В 1955 году самолет был списан и снят с учета фондов музея. А летом 2004 г. при разборке запасников музея был обнаружен необычный предмет - фрагмент хвостового оперения самолета - все, что осталось после разрушительного влияния времени и людей.
Вышеупомянутый фрагмент самолета - киль (неподвижная вертикальная часть хвостового оперения) серебристого цвета с изображением пятиконечных звезд чудом уцелел и в настоящее время вместе с материалами о колхозе "Сигнал революции" пополнил раздел экспозиции музея "Саратовская область в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг.".
В ходе акции были возложены цветы, как дань уважения к людям, сражавшимся на подобных машинах, и самолету - подарку, помогавшему одержать победу в этой великой войне. В числе приглашенных был участник Великой Отечественной войны, военный инженер, а ныне член президиума Областного совета ветеранов, Виктор Александрович Макаров. Виктор Александрович в годы войны обслуживал на аэродроме самолеты модели ЯК-1. Деталь самолета напомнила ему о том времени, когда он каждый день провожал подобные машины в бой. По словам Виктора Александровича, он как будто снова оказался на военном аэродроме, и вот-вот на его глазах оторвется от земли ЯК-1, отправляющийся на очередное боевое задание.
В числе участников акции были представители молодого поколения - старшеклассницы из средней школы № 34 Заводского района Саратова, исполнившие литературно-музыкальную композицию "Времена не выбирают…", посвященную летчицам 46 гвардейского авиационного полка ночных бомбардировщиков.