28 апреля 2006 года в 16.00 в Иоанновском равелине Петропавловской крепости открывается выставка "Италия в миниатюре". На ней представлено 30 макетов архитектурных памятников Рима, Венеции, Флоренции, Милана, Неаполя, Пизы, Перуджи, Турина и других итальянских городов. Экспонаты выставки знакомят с двухтысячелетней историей архитектуры Аппенинского полуострова, начиная со времен Древнего Рима до второй половины ХIХ столетия.
Посетители выставки смогут познакомиться с моделями памятников древнеримской архитектуры: Арены ди Верона (I.в. н.э.), амфитеатра Флавия - знаменитого Колизея (72 - 80 гг. н.э.) и Замка Святого Ангела (130 г. н.э.) - мавзолея императора Адриана (в конце III в. н.э. здание мавзолея вошло в качестве одного из бастионов в систему оборонительных укреплений Рима, позднее - использовалось как тюрьма).
Модели соборов Святого Марка в Венеции (1063-1071), Святого Франциска в Ассизи (1236), Кафедрального собора в Орвьето (1290, арх. Лоренцо Маитани), Миланского собора (1386 -1906), флорентийского Баптистерия (IV-XIII вв.) и др. демонстрируют стилистическое разнообразие средневековой архитектуры Италии. Как целостный архитектурный ансамбль представлен комплекс построек соборной площади Пизы, включающий в себя пятинефный собор Санта Мария Маджоре (1063 - 1150-е, арх. Бускетто, арх. Райнальдо, ск. Николо Пизано), "падающую" колокольню - всемирно известную Пизанскую башню (1174-1301, арх. Вильгельм из Инсбрука и Боннано) и круглый баптистерий (1153, арх. Диотисальви).
Эпоха Ренессанса в итальянской архитектуре, в первую очередь, связана с появлением ряда грандиозных церковных сооружений, которые не только поражали своим величием и монументальностью, но и демонстрировали кардинально новое конструктивно-образное мышление зодчих XIV - XV веков. В их числе соборы Санта Мария дель Фьоре во Флоренции (1296 -1467, арх. Арнольфо ди Камбио, Франческо Таленти, Филиппо Брунеллески) и Святого Петра в Риме (1452-1626, арх. Браманте, Рафаэль Санти,Микельанджело Буонаротти, Джакомо дела Порта, Доменико Фонтана). Восьмигранный вытянутый купол Санта Мария дель Фьоре архитектора Брунеллески, и двойной купол собора Святого Петра, возведенный по проекту Микеланджело, стали подлинными памятниками инженерно-технической мысли того времени. Непосредственно познакомиться с конструктивными особенностями этих сооружений позволяют экспонирующиеся на выставке модели знаменитых храмов.
Еще один интересный экспонат выставки - модель базилики в Лорето, возведенной над одной из главных православных святынь - "Санта Каса". Это дом, где по преданию родилась Дева Мария и жило Святое семейство. В 1291 г. он был перенесен из Назарета в Иллирию, а в начале XIV века - в город Лорето на Адриатическом побережье Италии. Храм над священной реликвией был сооружен в XV - XVI веках.
Характерным элементом итальянской архитектуры Средних веков и эпохи Возрождения является кампанилла - башня-колокольня, возведенная рядом с собором или ратушей. Посетители выставки могут познакомиться с моделями известнейших кампанилл Италии XII - XIX вв. Среди них построенная по проекту художника и архитектора эпохи Возрождения Джотто ди Бондоне знаменитая колокольня Джотто (1387), входящая в ансамбль собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции; и самая высокая (111 м.) башня Италии - кампанилла Кремоны (1276). Также здесь представлен необычный архитектурный комплекс, расположенный на территории Болоньи. Он состоит из двух возведенных в начале XII века "падающих" башен Азинелли и Гаризенда, отклоняющихся от оси соответственно на 1 м и 3,22 м. Своеобразным архитектурным экспериментом стало возведение во второй половине XIX века башни "Моле Антонеллиана" (1863, арх. Алессандро Антонелли) в Турине. В здании, построенном по заказу еврейской общины города, первоначально находилась синагога. Модель этого грандиозного сооружения, увенчанного огромным куполом и высоким металлическим шпилем, представлена в экспозиции.
Целый комплекс экспонатов рассказывает о замковом и дворцовом строительстве на территории Италии. Здесь демонстрируются модели Горного замка в Андрии (Кастель дель Монте), построенного по проекту императора Фридриха II (1240-1250); замка Маскио Анджоино в Неаполе (1279-1282, арх. Пьер де Шале; перестроен в сер. XV в.); замка Эсте (Кастелло Эстензи) в Ферраре (1385, арх. Бартолини Плоти да Новара), являвшегося резиденцией одной из самых могущественных династий Италии - рода герцогов Феррарских Обиццо д'Эсте; замка Аймавиллес (1287 - 1720) в провинции Валь д'Аоста и др.
О характере дворцовых построек раннего Возрождения дает представление модель Палаццо Синьории или Палаццо Веккьо, построенное арх. Арнольфо ди Камбио в 1245-1302 годах и неоднократно перестраивавшееся вплоть до XVI столетия. Дворец, возведенный в конце XIII в. как резиденция приоров Гильдий Флоренции, до настоящего времени сохраняет свое значение как главный общественный центр города: здесь располагается Городской Совет Флоренции.
Выставка открыта для посетителей с 29 апреля по 28 октября 2006 года.