21 марта 2006 года в Двенадцатиколонном зале Нового Эрмитажа открывается выставка "Воспитание Амура. Французская гравюра галантного столетия в собрании Государственного Эрмитажа", на которой представлены французские гравюры XVIII века галантного и эротического содержания из собрания Государственного Эрмитажа.
История этой коллекции восходит к эпохе Николая I, который выписывал галантные эстампы из-за границы. Целый ряд произведений происходит из собрания собственных библиотек в Зимнем дворце. В коллекцию французской галантной графики XVIII века в Зимнем дворце входило около 500 листов, среди которых имелось немало редких оттисков. Для выставки отобрано сто лучших, наиболее редких и ценных произведений, большая часть которых демонстрируется впервые.
Материал экспозиции разделен на три части: "Амур - наставник", "Воспитанница, или Урок Амура" и "Фигуры любовной речи". Это своеобразная реконструкция Любовной науки: Меркурий обучает ей Амура, который в свою очередь наставляет поэтов, а те - юных воспитанниц, жаждущих любви.
В первом разделе Амур предстает, с одной стороны, как коварный божок и всесильный учитель юных сердец; с другой, как маленький земной ребенок, которого Венера, Меркурий и нимфы обучают, воспитывают, наставляют в Любовной науке и нещадно наказывают за озорные проделки. На экспозиции представлена редчайшая серия из четырех гравюр: "Детство Амура", "Воспитание Амура" (2 листа) и "Наказание Амура", исполненных Ж. Буильяром по картинам Л. Лагрене. В то время как лишь две гравюры из четырех присутствуют в собрании Кабинета эстампов Национальной библиотеки Франции в Париже, в коллекции гравюр Государственного Эрмитажа имеется вся серия листов.
Вторая часть - "Воспитанница, или Урок Амура" - повествует о получающей такой же урок ученице Купидона - воспитаннице, читающей любовные романы, рассматривающей гравюры и проводящей невинный досуг в мечтаниях о любви.
Центральный образ галантного XVIII века, юная воспитанница, читающая романы и мечтающая о женихе, представлен в гравюре "Забавы юности". Язык изображения символичен: птичка в закрытой клетке - символ девической невинности, в то время, как, птичка, летящая из распахнутой клетки на волю, означает ее потерю. Юная девушка - неизбежная жертва Амура; именно ей адресованы все учтивые поклоны и изысканные намеки кавалеров, с ней связаны планы и интриги родителей.
Третья часть, "Фигуры любовной речи", представляет собой собственно предмет любовного урока - построенный в алфавитном порядке словарь французских понятий и оборотов XVIII века, связанных с амурным воспитанием. Эти слова позаимствованы из романов, стихов и переписки XVIII столетия, а образы, которым они соответствуют, в большинстве своем восходят к рыцарским романам, поэзии трубадуров и книгам эмблем.
Гравюра "Первый мужчина и первая женщина", иллюстрирующая букву "В" - Восхищение - в словаре любовных понятий XVIII столетия, сочетает в себе библейский сюжет и эротический образ. Именно восхищение испытывают первые люди - Адам и Ева, над головами которых возвышается дуб - образ физической и нравственной силы, символ бессметртия и долговечности. Кудрявый херувим с огненным мечом, собирающийся изгнать прародителей из Рая, поразительно похож на крылатого Амура, воспламенившего их сердца своим факелом.
"Н" - Намек - символизирует представленный на выставке офорт "Сборщик вишен". Намек играет в любовной игре огромную роль: именно недоговоренностями, намеками говорится самое главное. Сбор вишен - традиционная сценография любви: юноша, взобравшись на дерево, сбрасывает вишни вниз, а девушка ловит их в подол.
Отношение к любовным романам как к жизни, проживание собственной жизни как романа, игривое отношение к смыслу любовных понятий - все это лежит в основе "насквозь французского" XVIII столетия, по праву вошедшего в историю под названием "галантного". Отдаваясь во власть Амура, французы XVIII века систематизируют любовь и философски осмысляют ее. С тех пор неизменный интерес вызывает история любовного поведения, формы и виды любви, история любовных чувств и нравов.
Выставка "Воспитание Амура" позволяет восстановить и заново рассмотреть фигуры "Любовной науки" во французском искусстве, сопоставив их с культурой современности.
К выставке выпущен иллюстрированный каталог (Изд-во Государственного Эрмитажа, Изд-во "Славия"); автор каталога, куратор выставки, Дмитрий Юрьевич Озерков, кандидат философских наук, старший научный сотрудник Отдела западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа.