17 марта в Государственном музее-заповеднике А.С. Пушкина "Михайловское" открывается выставка Бориса Щербакова "Пушкиногорье" из фондов Пушкинского Заповедника.
Выставка работ художника Бориса Валентиновича Щербакова открывается в день организации музея-заповедника А.С. Пушкина в Михайловском, 17 марта. Её открытие приурочено к этому дню: небольшая коллекция работ художника, всего 18 живописных работ довоенного и послевоенного времени, теперь художественный исторический документ. В этом году в апреле исполняется 100 лет со дня рождения самого художника. Первые работы были написаны им в 30-е годы, когда он был ещё студентом института им. И.Е. Репина и сохранили облик окрестностей усадеб: Михайловского, Тригорского, деревни Воронич и Святогорского монастыря в предъюбилейные годы (100 лет после смерти Пушкина) после революционных пожаров, разорений, закрытия монастыря. Усадебные дома были уже сожжены. И художник почти не касается взглядом оставшихся после разорения усадебных построек: он пишет липовую аллею в Михайловском, Сороть, деревню Воронич, могилу Пушкина в Святогорском монастыре. Этому взгляду он не изменяет и в 60-е годы. Он будто не видит собственно музея. Он следит за состоянием природы: осенние пейзажи Михайловского, зимний вид Сятогорского монастыря, летний вид окрестностей "Савкино", синее апрельское озеро Кучане. Художественной манере Щербакова присуще сильное лирическое начало, в котором чувствуется большая любовь к предмету изображения, какое-то глубокое чувство, которое можно назвать только любовью к "тихой моей Родине". Художник любил литературу. Много ездил по России: в его наследии пейзажи тургеневского Спасского-Лутовинова, лермонтовских Тархан. К пушкинскому пейзажу у него особенное любовное отношение: пейзажи 60-х годов написаны и "по воспоминаниям юности", когда художник "бродил по берегам Сороти, где светлые ручьи в кустарниках шумят". И теперь он вслед за Пушкиным, по собственному признанию, старается отобразить михайловские пейзажи во все времена года: "ибо нет такого состояния природы, такого времени, которые Пушкин-пейзажист не изобразил бы своим пером…".