Фотовыставка работ самарских фотохудожников Юрия Родичева и Романа Макарова посвящена самой западной из европейских стран - Ирландской Республике, которая занимает пять шестых острова Ирландия и известна также под ирландским названием Эйре. Иногда Ирландию называют Изумрудным островом из-за растительности более пятидесяти оттенков зеленого, остающейся таковой круглый год. Ирландское море омывает остров с востока и отделяет Ирландию от Британии. Остальные части острова омываются мелководьем Континентального шельфа, узкая полоска которого сменяется глубинами Атлантического океана. Знаменитые "клиффы" - отвесные скалы почти двухсотметровой высоты расположены на атлантическом побережье страны.
У Ирландии богатое историческое и культурное наследие. Остров осваивали переселенцы с Европейского континента в течение более пяти тысяч лет. Каждая из вновь прибывших групп - кельты, норманны, англичане - вносила свой вклад в формирование современного облика народонаселения.
Музей-институт семьи Рерихов организует настоящую выставку не случайно - в творчестве и общественной деятельности выдающегося русского художника и общественного деятеля Н.К. Рериха обнаруживается немало связей с Ирландией. Джеймс Генри Казинс (род. 1873) - ирландский поэт, литератор и журналист, живший с 1915 года в Индии, - был автором серии статей о творчестве Н.К. Рериха.
Сам художник на протяжении жизни не раз обращался в своих трудах к самобытной культуре этой страны. В одной из статей он приводит упоминания Ирландии в легендах о короле Артуре, в другой указывает на то, что в ирландском Трилистнике христианская Троица объединяется с более древним, традиционным для индоевропейских народов символическим изображением Древа Жизни, в третьей рассказывает о находке китайских печатей на территории Ирландии, что, по мнению художника, позволяет говорить о древних связях Запада и Востока уже не просто умозрительно, но вполне вещественно. Искусство Ирландии было хорошо известно художнику уже в первый, петербургский период его творческой деятельности. В 1908 г. в статье о древнейших финских храмах он указывает, что именно Северная Европа, в том числе Ирландия, сохранила в церковной живописи множество более ранних, еще дохристианских мотивов, пришедших из легенд, общих для Севера и восходящих к общемировым сюжетам и символам. А спустя двадцать лет, проехав по десяткам восточных стран, художник проводит примечательную параллель: "Мы уже слышали о нагах Ассама и необыкновенных обычаях веддов Цейлона. Ведды и пахари Северной Ирландии всегда отмечаются как самые уникальные племена".
В 1935 г. очерке "Продвижение", раскрывая актуальные вопросы движения в защиту культурных ценностей, Н.К. Рерих писал: "15-го апреля в Белом Доме, при личном участии Президента Рузвельта, все государства Америки подписали наш Пакт. Этот торжественный акт не только является большим продвижением Пакта, но и делает незабываемой заботу американских государств об охранении культурных ценностей. В истории культуры день 15-го апреля останется как вещественное доказательство действенной заботы об истинных ценностях человечества...
Д-р Михаил Ман Уайт, министр Ирландии, заключает: "По счастью, каждая цивилизованная нация может гордиться памятниками славного творчества и культурными достижениями. Чтобы сохранить эти творения, в которых выражена история, предлагается настоящий Пакт, и я верю, что интеллектуальные силы мира приведут его ко всеобщему принятию"".
Так, в лице своих лучших поэтов и высших лиц страны, Ирландия поддержала движение в защиту культурных ценностей, инициированное во всем мире Н.К. Рерихом.
Открывая выставку работ самарских фотохудожников Юрия Родичева и Романа Макарова "Ирландия глазами россиян" в канун дня Святого Патрика, Музей-институт семьи Рерихов, Международный Центр Духовной Культуры, Музей истории Санкт-Петербургского государственного университета и Посольство Ирландской Республики в Москве хотят напомнить об общечеловеческих ценностях гуманизма, радостях искусства и творчества, нас объединяющих. Мы приветствуем всех друзей Ирландии в России!
Открытие состоится 16 марта 2006 г. в 17.00 в Главном здании Санкт-Петербургского университета - Двенадцати Петровских коллегиях на Менделеевской линии, в выставочном зале Музея истории СПбГУ, на хорах Актового зала (3-й этаж).