В Синей спальне Зимнего дворца работает выставка ""Славная коллекция скульптурных произведений". Собрание Фарсетти в Италии и России".
"Славная коллекция скульптурных произведений", - так писал о собрании Фарсетти граф А.С. Строганов, Президент Санкт-Петербургской Академии художеств (1800-1811). Собрание сложилось в середине ХVIII века, когда аббат Филиппо Фарсетти (1704-1774) получил от папы Бенедикта ХIV разрешение снять гипсовые копии с наиболее известных статуй античности и нового времени. В то же время Фарсетти приобретал подготовительные модели из терракоты мастеров ХVII - ХVIII веков. В 1755 году в старинном венецианском Палаццо Фарсетти на берегу Канале Гранде открылся "Музей Фарсетти". Основной его задачей было знакомить молодых художников Венеции - посредством копий и моделей - с классическим искусством Рима, как древнего, так и современного. Терракотовые модели с произведений выдающихся скульпторов XVII века, таких как Бернини и Альгарди, сделали эту коллекцию одной из самых известных и посещаемых не только художниками и скульпторами, которые делали наброски с терракот для своих работ, но и знатными иностранцами.
Посетили Палаццо Фарсетти во время своего путешествия по Европе в 1782 году "графы Северные" - русский великий князь Павел Петрович и его супруга Мария Федоровна. Спустя полтора десятилетия Павел I, уже император, пожелал приобрести венецианскую коллекцию. Антон Франческо Фарсетти, последний отпрыск семейства, решил принести ее в дар русскому царю, и в 1800 году собрание двумя партиями было доставлено в Петербург и помещено в Академии художеств.
В ХVIII веке особенно ценились копии с антиков, входившие в состав коллекции Фарсетти, позже стали отдавать предпочтение оригинальным эскизам и моделям скульпторов, работавших в Италии с начала ХVII до середины ХVIII века. Именно эта часть коллекции поступила в Эрмитаж в 1919 году.
На выставке ""Славная коллекция скульптурных произведений". Собрание Фарсетти в Италии и России" представлено свыше 40 работ ведущих мастеров, работавших в Риме, таких как Джан Лоренцо Бернини (1598 - 1680), Алессандро Альгарди (1598 - 1654), Доменико Гвиди (1628 - 1701), Камилло Рускони (1658? - 1728), Пьер Легро (1666 - 1719), Пьетро Браччи (1700 - 1773). Примерно половина скульптур, представленных на выставке, экспонируется впервые. Среди них есть и "боццетти" - первоначальные наброски монументальных произведений ("Тритоны, держащие дельфинов" Л. Бернини), и достаточно подробно разработанные модели ("Двое святых" А. Альгарди), и, наконец, модели в натуральную величину, предназначенные для непосредственного перевода в мрамор ("Портрет Аннибале Карраччи" П. Нальдини). Экспозиция дает зрителю возможность проследить процесс создания монументальной скульптуры, проникнуть в творческую лабораторию выдающихся мастеров.
К выставке подготовлен научный иллюстрированный каталог, выпущенный Издательством Государственного Эрмитажа совместно с издательством "АРС" при финансовой поддержке Провинции Масса-Каррара и Муниципалитета города Массы (Италия). Каталог включает в себя все 135 произведений (в том числе работы в бронзе и мраморе), происходящих из собрания Фарсетти, ныне хранящихся в Эрмитаже. Автор текста и куратор выставки - С.О. Андросов, заместитель заведующего Отделом западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа, доктор искусствоведения.