1 марта 2006 года в Пушкинском Заповеднике состоялась Вторая детская экологическая научно-практическая конференция "Михайловские рощи: флора и фауна". В ее работе принимали участие ученики и учителя, занимающиеся экологической тематикой из Пушкиногорских средней школы им. А.С. Пушкина и школы-интерната, Зарецкой, Велейской и Рубиловской школ. На конференции подводились итоги летней экологической практики, проводимой областным Эколого-биологическим центром.
Исследования проводились по 4 темам: 1 - "Птицы заповедника". 2 - "Серые цапли "Михайловского". 3 - "Видовой состав высших растений". 4 - "Разнообразие мхов и лишайников на заповедной территории". В своих докладах ребята представили отчеты по итогам обработки данных, полученных в ходе экологической практики. Также были заслушаны лучшие работы учеников сельских школ по природоохранной тематике.
Участниками детской экологической конференции отмечались следующие основные положительные моменты природоохранной ситуации в лесном массиве "Михайловские рощи" :
1. Это экологически благополучный и чистый природный комплекс;
2. Сохраняет естественное биоразнообразие растительного и животного мира;
3. За последнее десятилетие на его территории введены в строй современные очистные сооружения, установлены системы химводоочистки, что в десятки раз сократило выбросы и сбросы загрязняющих веществ, в т.ч. в леса и парки. Локализована дорожная сеть и оборудованы места парковки автотранспорта.
4. Значительно увеличилось число преподавателей и учеников занимающихся экологической тематикой.
На ряду с положительным существуют проблемы природоохранной ситуации:
1. Встречаются случаи незаконного природопользования отдельными неорганизованными группами отдыхающих, а также лицами, проживающими на Кордонах №2, 3., например, на Кордоне № 2 зарегистрирована самовольная рубка леса.
2. Ежегодно снижается количество живых гнезд колонии серых цапель;
3. Недостаточно информированности в печати об экологическом состоянии, которое включало бы в себя материалы по особо охраняемым природным территориям.
4. Сельские школы района резко снизили интерес к эколого-образовательному просвещению;
5. Молодежь района недостаточно проявляет гражданскую активность в деле охраны природы, сохранения биологического разнообразия растительного и животного мира.
По окончании II детской экологической конференции были приняты следующие решения:
1. Считать приоритетной задачу кардинального изменения сознания людей в отношении природы, сложившихся стереотипов мышления и поведения, принятие каждым человеком новых принципов этики, культуры, внесение в массовое сознание людей идеи ответственности человека за качество окружающей среды.
2. Участникам конференции пропагандировать позицию бережного отношения к природе и природным богатствам, повышать чувство личной ответственности за ее сохранность, вносить личный вклад в экологический мониторинг, участвовать в сборе материалов для выработки необходимых рекомендаций по сохранению флоры и фауны заповедной территории;
3. Продолжить экологическое наблюдение за растительным и животным миром Михайловских рощ.Обратить особое внимание на редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды, занесенные в Красную Книгу. Для этих целей более широко использовать студенческие практики, детские экологические экспедиции, доброхотские отряды.
4. Принимать активное участие в защите растений и животных, препятствовать исчезновению отдельных видов растений и животных, усилить контроль и оказывать конкретную помощь в борьбе с браконьерством.
5. Выполнять природоохранные мероприятия и программы, способствующие сохранению биоразнообразия, путем проведения биотехнических мероприятий, стремиться к их оптимальной численности.
6. Препятствовать загрязнению, захламлению мусором и другими отходами территории музея-заповедника, имеющей особое природоохранное, культурное и эстетическое значение; принимать непосредственное участие в уборке мест праздничных мероприятий, мест отдыха, стоянок лагерей.
7. Осуществлять защиту зеленых насаждений, имеющих неоценимое воздействие на нейтрализацию вредных выбросов в атмосферу, повышать оздоровительную эффективность лесов, беречь леса от пожаров, незаконных рубок.
8. Использовать информационные ресурсы библиотек на решение проблем экологического образования, просвещения, культуры и этики.
9. Сотрудникам музея, преподавателям школ, руководителям экологических кружков, общественности района более широко привлекать школьников, молодежные объединения к изучению родного края, приобретению навыков исследовательской работы, воспитанию бережного отношения к природе и культурному наследию Пушкиногорья.