Во французском языке существует идиоматическое выражение "скрипка Энгра". Всемирно известный французский художник-академист Доминик Энгр прекрасно играл на скрипке и даже выступал вместе с Ф.Листом. В русском языке подобного выражения нет, но, наверное, оно могло бы выглядеть, как "колба Бородина". Ведь композитор И.Бородин был еще и химиком.
3 марта 2006 года в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н.Радищева открывается выставка "Писатель рисующий" из собрания Государственного литературного музея (Москва).
Выставка продолжает уже сложившуюся в Радищевском музее традицию представлять саратовцам и гостям города выставки из крупнейших российских музеев: Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге ("Три века русского искусства"), Государственного исторического музея в Москве ("Наполеон и Александр"), Оружейной палаты ("Сокровища Московского Кремля"). Эти выставки получили высокую оценку в прессе и вызвали огромный интерес у зрителя.
На выставке можно увидеть произведения изобразительного искусства писателей от XIX до XXI века - от великого М.Лермонтова до известного поэта и рок-музыканта А.Макаревича. Из литераторов XIX столетия на выставке можно увидеть живопись Я.П.Полонского и акватинты В.А.Жуковского, акварели декабриста Н.А.Бестужева, автора "Рассказов старого моряка", Ап.Майкова и Д.В.Григоровича, автора "Антона - Горемыки". Офорт Т.Г.Шевченко соседствует с акварелью К.Д.Батюшкова и карандашным рисунком А.К. Толстого.
В начале XX веке, в поисках синтеза образности как основы нового искусства, художники часто сами иллюстрируют свои произведения. Это А.Белый (иллюстрация к роману "Петербург, 1911-1913 гг.) и Маяковский (эскиз декораций к "Мистерии-Буфф"). Среди имен литераторов рубежа веков, чьи живописные и графические произведения представлены на выставке - В.Я.Брюсов, крымские пейзажи акварелью М. Волошина, шаржированные зарисовки А.М.Ремизова, карандашные портреты П.А.Радимова, и живопись И.М.Левина. Последние в ряду представленных имен, были как профессиональными поэтами, так и профессиональными художниками. Настоящей живописью являются портреты А.Битова и А.Тарковского, написанные Юрием Ковалем. Произведения Л.Н.Андреева, Д.Д.Бурлюка, С.М.Городецкого, Б.А.Лавренева, из первой половины XX века и совсем недавно созданные листы Т.А.Бек, В.Н.Войновича, Д.В.Пригова, К.А.Кедрова наглядно показывают динамику в способах подачи художественного образа.
Выставка будет интересна каждому "филологу в душе", Homo legens, человеку читающему, влюбленному в художественное слово. Она представляет писательское рисование и как факт литературного быта, и как особый вид искусства. Связана она и с психологией творчества - достаточно взглянуть на наполненные мягким лиризмом "Розы под лампой" одной из самых "жестких" и аналитичных современных русских писательниц - Л.С.Петрушевской и поэтический пейзаж В.В.Левика, поэта-переводчика безукоризненной точности. Эта выставка расширяет знание читателя о писателе, позволяет лучше понять его и блестяще подтверждает мысль Н.Кульбина, автора первого предисловия к каталогу "Первой выставки рисунков и автографов писателей": "Писатель, творящий картину из слов, переживает впечатление, сходное с впечатлением живописца".
Конкретность изобразительного искусства соприкасается с литературной ассоциативностью, и возникает особое явление - писатель рисующий, Poeta pingens, существующий на стыке изображения и слова.
Выставка будет работать до 16 апреля 2006 года.
Надежда Гришина