11-12 февраля 2006 года в Музее-усадьбе В.Э. Борисова-Мусатова (филиале Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева), в пятый раз проводилась выставка-ярмарка "Без подписи!".
Правила проведения ежегодной выставки, посвящённой Дню Святого Валентина, имеет свои определённые черты:
- Участники выставки: художники - профессионалы и любители, студенты художественного училища, учащиеся детских школ и студий;
- в выставке участвуют художественные работы определённого размера - не больше альбомного листа;
- подпись автора находится на оборотной стороне работы и неизвестна зрителю до того момента, как работа не попадает в руки своего ценителя-покупателя;
- на месте уже приобретённой работы возникает сердечко с именем автора художественного произведения и остаётся висеть там до закрытия выставки;
- все работы приобретаются за единую и демократичную цену!
У выставки - ярмарки сложился постоянный круг посетителей из года в год посещающих музей в дни проведения мероприятия. Желающие попасть на выставку первыми, образуют у дверей музея очередь, терпеливо ожидая заветных десяти часов утра - часа открытия музея и начала работы выставки.
Каждый год выставка "Без подписи" привлекает и новых посетителей, впервые попадающих в музей, что в немалой степени способствует росту музейной аудитории.
Сотрудники музея на время работы выставки испытывают метаморфозы музейных эмоций, сопереживая выбору наших посетителей. Кто-то выбирает живописные пейзажи или сочные натюрморты, другие наоборот придирчиво выискивают концептуальную графику, наполненную символами и смыслами. Так, например, пара колоритных молодых людей, вызывающих ассоциации с философией Карлоса Кастанеды, приобрели монотипии Алексея Чусляева, чему были не мало удивлены, зная, что А. Чусляев больше известен как художник, работающий в жанре лирического городского пейзажа. Пришедшие следом посетители (повторно заглянув на выставку), застав только сердечки с именем художника, недоумевали, как они могли не угадать работы известного в Саратове живописца!
Дело в том, что сами художники подчас приносят работы, заведомо путающие зрителя, привыкшего к традиционной манере того или иного автора. В самом деле, неоформленные эскизы, этюды, эстампы, монотипии, акварели, спрятанные в обычные полиэтиленовые файлы иногда на первый (и неискушённый взгляд) начинают все как один казаться детскими рисунками.
И здесь честь и хвала тем зрителям, которые, не торопясь, скрупулёзно рассматривают каждую работу, делая несколько кругов по экспозиции, стараясь побороть возникающее ощущение от обилия сердечек с именами, что всё "лучшее" уже купили. И в результате находят произведение себе по душе!
Благодарность вызывают родители, мамы, папы, бабушки и дедушки, уважающие вкусы своих ребятишек. Дети, как правило, выбирают работы яркие, им понятные, и это чаще всего оказываются произведения их сверстников, учащихся художественных школ, принимающих участие в акции. И это правильно: в семейном интерьере обязательно должно быть отведено место и детской работе.
Постоянные участники выставки "Без подписи" - Алексей Трубецков, Борис Глубоков, Александр Истомин, Сергей Щурин, Владимир Мошников, Светлана Осипова, Светлана Лопухова, Нина Решетникова, Наталия Никифорова, Ирина Дубовова, Элина Давыдова.
"Котами в мешке" (так мы зовём работы большого формата) на этот раз стали произведения Рифада Батаршина, Ильи Овчаренко, Марины Милавиной.
Впервые в этом году приняли участие в выставке известный саратовский график Владимир Гордиас, семейная династия: художница Ольга Дубошина, её дочь Людмила Дубошина и девятилетняя внучка Виолетта Спиридонова, художники Анна Шпилова, Надежда Россоловская, студенты Саратовского художественного училища Мельникова Екатерина, Кривулина Екатерина, Клочков Сергей, Шишкин Сергей.
Дополнительную интригу внесли работы известного саратовского художника и педагога В.А. Белоновича, предоставленные на акцию его сыном Андреем Белоновичем, поддерживающим инициативу музея.
Саратов - город, богатый художественными традициями. Объективно выставка-ярмарка "Без подписи" вносит свою лепту в формирование образа Саратова, как города-художника. И здесь заслуга и художников, и людей, ценящих искусство, и музея-организатора.
Человек живёт в той среде, которую формирует сам. Если не бросать мусор на улицах - они будут чистыми. Если поддерживать музейные акции, значит, у нас будут хорошие преуспевающие музеи, оказывающие серьёзное влияние на культурную среду города в целом. (Фотографии Алексея Трубецкова).
Элеонора Белонович