Эрмитажный театр - одно из пяти зданий знаменитого дворцового комплекса. Построено оно в XVIII веке, в царствование Екатерины II. Столетие это любило и понимало театр, часто превращая саму жизнь в спектакль. И вот, в эпоху, когда музы и судьба благоволили театральному искусству, появился Эрмитажный театр. О его жизни в веке XVIII рассказывает выставка "Музыка в Эрмитажном театре. 1786-1796".
Во внешнем облике здания ясность и чистота классицизма редким образом сочетается с живописностью барокко, не уступая, но и не противореча великолепию дворца Растрелли. По заказу императрицы его построил "строгий классик" - архитектор Джакомо Кваренги.
220 лет назад театр был создан. Это событие музей отмечает выставкой "Музыка в Эрмитажном театре". Она открылась в отреставрированном фойе дворцового театра, постепенно обретающем былое великолепие. В наши дни в Эрмитаже, как и двести лет назад, звучит музыка. Экспозиция эта стала своего рода прологом к началу III Международного фестиваля "Музыкальный Эрмитаж".
Придворный театр - мир, открытый только для избранных. Такой театр задавал тон и диктовал моду, которой следовали остальные, многочисленные частные и государственные сцены. Пышность дававшихся здесь спектаклей поражала воображение, одни роскошные декорации сменяли другие, музыка, балет и необычные сценические эффекты сливались в единое феерическое представление. Атмосферу живописного великолепия, царившую в театре, один из ее создателей, итальянский художник и архитектор Пьетро Гонзага, однажды назвал "музыкой для глаз". Отсюда, из этих слов, родилось название выставки. Музыка, о которой говорил великий декоратор, и теперь звучит в переплетении линий эскизов декораций самого Гонзага и Франческо Градицци, еще одного мастера, работавшего в ту эпоху в театре императорского дворца.
Эскиз декораций одного дворцового интерьера следует за другим, в вихре колонн и позолоты рождая у зрителя новое понимание слова "роскошь". Рядом с великолепием почти сказочных дворцов возникают могучие стены мрачных подземелий. В архитектурных фантазиях среди аркад и руин вырастают необычные монументы и храмы. Например, у Пьетро Гонзага возникает окруженный пальмами храм-пирамида. Театральные декорации XVIII века воплощали самые смелые, часто новаторские, идеи архитекторов и художников. Их необычность, на грани с экстравагантностью, может порой затмить и фантазии зодчих современности. В тоже время в жизни на сцене произведения мастеров декорационного искусства галантного века были призваны создать полную иллюзию жизнеподобия, убедить просвещенную публику в реальности своего существования. Они были равноценными участниками представления, вызывая, подготавливая и усиливая переживания, вызываемые музыкой и выступлением актеров.
В момент рождения Эрмитажного театра переносят нас чертежи Джакомо Кваренги. Изображение только что построенного театра сохранил эскиз занавеса, исполненный Пьетро Гонзага. С произведениями изобразительного искусства соседствуют произведения искусства музыкального. Старинные ноты из нотной библиотеки императрицы Елизаветы Алексеевны, супруги Александра I, также стали экспонатами выставки. Записи сочинений Сарти, Паизиелло и Моцарта. Именно Моцарту, в год 250-летия великого композитора, посвящен музыкальный фестиваль Эрмитажа.
Выставка "Музыка в Эрмитажном театре" представляет произведения, действительно звучащие музыкой для глаз. Не упустите редкую возможность войти в мир театра XVIII века, столь не похожий на мир театра современного. Роскошь, не вступающая в противоречие со вкусом. Искусство, вне зависимости от сюжета, обладающее красотой и грацией. Искусная игра с иллюзиями и иллюзорностью мира. Таким предстает придворный театр екатерининской эпохи на выставке Эрмитажа.
Дополнительно об Эрмитажном театре http://www.museum.ru/N25435
(с) Музеи России