Художественная жизнь Москвы чрезвычайно активна, выставок проходит много. Но в общем выставочном процессе прослеживаются закономерности. Все больше внимания уделяется известным именам, сложившимся художникам со своей концепцией и историей. Новые имена музеи открывать не спешат.
Музей Декоративно-прикладного искусства в этом отношении проводит свою собственную политику. Так в музее открылась выставка украинской художницы Ларисы Сизовой. Это первая выставка художницы в Москве, выставка-открытие нового имени в творческом мире. Первый шаг, выход в свет - большое волнение для художника. Для мастера его картины - это диалог с самим собой, размышление о жизни, судьбе и своем месте, своего рода откровенный разговор. Работы Ларисы Сизовой очень личные. Как все это воспримет публика? Стоять с открытой душой перед своими работами и незнакомыми людьми - нервное напряжение натягивается в струну. Неизвестный художник в чужой стране, а вдруг никто не придет? В первый раз всегда страшно. Но как, оказалось, пришло много людей. Почти все они впервые познакомились с творчеством художницы. Это люди, которые интересуются искусством, это украинцы, которые живут в Москве. Таким образом, выставка выходит за рамки художественного явления и становится явлением в культурной жизни двух стран. Сложно вспомнить что-то из русско-украинских выставок последнего времени. Конечно, открытие было проведено с соблюдением национальных традиций: звучали украинские стихи и песни.
В работах Ларисы Сизовой чувствуется национальный колорит, Родина своими соками питает ее творчество. Кто-то увидит в ее работах только эту народную грань. Народное искусство в понимании публики трансформировалось в нечто нарядное, наивное, где жизнь как вечный праздник. Такие светлые работы есть у Ларисы Сизовой, но есть и другие. Искусство художницы направляется ангелами. При слове ангел в воображении возникает белоснежный Архангел Гавриил с лилией в руке. У Ларисы Сизовой два ангела - Черный Ангел и Белый Ангел. Эти два ангела есть у каждого человека, не каждый выставит своего Черного Ангела для публики.
Работы Ларисы Сизовой небольшие по размеру, это зарисовки на стекле. В ее работах "Печаль", "Обида", "Страх", "Судьба", "Отчаяние" - художница изображает человеческие чувства, переживания, о которых не принято говорить "на людях". Но в тоже время творчество художницы состоит не только из тревожных работ. Ее произведения подсвеченные стеклом, фольгой, яркими красками туши передают цветение вишни, кусты сирени, голубка и горлицу, "Неувядаемый цвет" в руках Марии с ребенком, "Яблочный Спас", "Колыбельную". Эти работы показывают, что печальные события сменяются счастливыми моментами. Человек живет надеждой, пока цветет сад и растет сын, все образуется. Жизнь в стекле как в зеркале. Почему стекло? Может быть, потому что многое в человеческих отношениях хрупко. Почему фольга? Потому что невозможно смотреть на все обыкновенным будничным взглядом. Фольга - это способ изменить реальность или ее изображение.
Что будет дальше? Дальше работы станут больше, они станут похожи на витражи и обретут монументальные черты. А работ личных, из глубины души будет меньше, потому что их не может быть много. Так что с творчеством художницы с пульсирующей открытостью познакомиться можно именно сейчас (Н. Трегуб)