2006 г. в Татарстане объявлен годом литературы и искусства. Это связано с многочисленными юбилеями выдающихся деятелей культуры Татарстана, которые будут отмечаться в наступившем году, и с целью привлечения внимания к многонациональной культуре региона.
Среди юбилейных дат - 120-летие народного поэта Габдуллы Тукая, которое будет отмечаться в апреле 2006 г.
В рамках года литературы и искусства в Литературном музее Г.Тукая в Казани открываются циклы мероприятий "Тукай и его современники" и "Тукай и театр".
Первый цикл 20 января открывает литературный вечер "На перепутье", посвященный татарскому писателю, драматургу и публицисту Фатиху Амирхану.
Фатих Амирхан родился в 1886 году в Казани. Учился в медресе "Мухаммадия". Он принадлежал к роду казанских потомственных татарских просветителей - священнослужителей. Будучи правнуком Амирхана хазрата, внуком Хусаина Амирханова (1816г.р.) и сыном муллы Мухаметзарифа (1853-1921), основателя медресе "Амирхания" и автора одного из первых (1889г.) тафсиров Корана, Ф.Амирхан являлся ярким представителем этого рода на рубеже XIX-XX вв.
В 1906 - 1907 годах жил в Петербурге и Москве. В начале 1907 года в Москве работал секретарем управления педагогического журнала и выпускал детский журнал "Тербиятел этфал" ("Воспитание детей").
В Казани Ф. Амирхан был редактором газеты "Аль-ислах" ("Обновление"), сотрудничал с редакциями газет "Кояш" ("Солнце"), "Йолдыз" ("Звезда"), "Идел" ("Волга"), журналов "Ялт-йолт" ("Молния") и "Ан" ("Сознание").
Ф. Амирхан - автор повестей "Фаткулла хазрат" (1909), "Хаят" (1911), пьес "Молодежь" (1913), "Неравные" (1915), романа "На перепутье" (1912). В повести "Фаткулла хазрат" он отразил проблемы татарского общества начала ХХ века, обнажая социальные контрасты современной ему действительности, и пытался угадать черты человека будущего.
В сатирической повести "Шафигулла агай" (1926г.), которая была опубликована в 1991г., автор резко высмеял большевистский догматизм и фанатизм. В статьях отстаивал народность и реализм в литературе и искусстве.
Ф. Амирхан вложил много сил в исследование творчества ярких представителей татарской литературы и просвещения. Его перу принадлежат многочисленные статьи о деятельности просветителя Каюма Насыри, о творчестве Галиаскара Камала, Гафура Кулахметова.
Он был идейным защитником Г. Тукая, утверждая, что "Тукай понят и принят народом. И это не случайно. Тукай говорит устами народа, поёт о том, что волнует его душу. Признание народа было единственной и самой главной духовной поддержкой для поэта, который жил только своими песнями и их отзвуками в душе народа".
Тяжёлая болезнь - туберкулез лёгких и осложнения паралича, который на многие годы приковал Ф. Амирхана к креслу-качалке, были причиной его преждевременной смерти в 1926 году.
Фатих Амирхан и его творчество живо в народе, потому что он был и остается образцом совести интеллигенции, живущей в мире, разрушающемся бесчеловечной политикой, тоталитарной властью и ее двуличными деяниями.
Литературно-музыкальный вечер соберет ученых-исследователей творчества Ф. Амирхана - Р.К. Ганиеву, З.З. Рамиева, Х.Ю. Миннигулова, А.Г.Ахмадуллина, Д.З. Загидуллину, писателей, поэтов, артистов Татарского государственного академического театра им. Г. Камала.
Среди приглашенных студенты педагогического колледжа, слушатели лекций Института повышения квалификации работников образования, учителя татарского языка и литературы школ г. Казани.
Будут демонстрироваться фондовые материалы Национального музея РТ, среди которых - 22 тетради рукописей повети "Хаят", сохраненные и переданные музею Арсланом Шарафом, сыном татарского просветителя Галимзяна Шарафа и внука Ризы Фахретдинова.