Уже более двухсот лет у стен Михайловского замка стоит памятник Петру I известный также как Коннетабль, так во Франции именовался главнокомандующий королевской армией. Площадью Коннетабля - называлось пространство перед дворцом, на котором и был установлен монумент. При позднейших реконструкциях площадь исчезла, а название осталось.
Судьба этого монумента не менее сложна и запутана, чем у дворца, перед которым он был установлен в 1800 году по приказу Павла I. Став еще одной вехой в споре императора с его царственной матерью - Екатериной II, ответом на знаменитую статую Фальконе, получившую с легкой руки Александра Пушкина имя "Медный всадник".
Автором памятника воздвигнутого на площади у Михайловского замка был скульптор Бартоломео Растрелли, отец знаменитого Растрелли - архитектора, строителя Зимнего и Екатерининского дворцов. Этот монумент мог стать первым памятником Санкт-Петербурга. В 1716 году Петр I заказал его Растрелли в ознаменование побед над шведами в Семилетней войне. Прообразами его стали триумфальные статуи римских полководцев и не случайно сходство петербургского памятника и знаменитого конного монумента императору Марку Аврелию в Риме. Восемь лет скульптор работал над проектом памятника, наконец, он создал модель, которая была одобрена Петром I, но смерть царя, последовавшая через год, помешала закончить работу…
Шли годы менялись правители, наконец, на престол взошла Елизавета Петровна, провозгласившая лозунгом своего царствования возрождение дела своего отца - первого русского императора. Царица благосклонно отнеслась к идее создания монумента. Статую, по проекту Растрелли-сына, планировалось установить на площади перед Зимним дворцом, но смерть государыни помешала осуществлению и этого плана.
В 1763 году уже в правление Екатерины II воскресает намерение создания памятника царю - реформатору. Осмотрев статую работы Растрелли, императрица отвергла ее и пригласила для создания монумента французского скульптора Фальконе. Чья статуя и была установлена в 1782 году на Сенатской площади.
Лишь в 1800 году завершаются злоключения монумента Растрелли. Он обрел свое место в пространстве Петербурга у стен резиденции Павла I, который приказал сделать на постаменте, украшенном рельефами "Полтавская баталия" и "Взятие фрегатов при Гангуте", надпись "Прадеду правнук" в противовес посвящению на "Медном всаднике": "Петру первому Екатерина вторая". Хотя и здесь судьба памятника до последнего момента была неопределенна. Сначала Павел отдал приказ отправить его в Кронштадт, но в последний момент передумал и определил ему место перед своим будущим дворцом. Затем, когда все уже, казалось бы, было решено, царь пожелал установить на площади у Михайловского замка статую Суворова, но вскоре великий полководец впал в немилость и Павел вернулся к первоначальному проекту. Памятник Суворову, в последствии, украсил Марсово поле.
Статуя Растрелли не обрела славы и популярности монумента Фальконе. Не стала символом основанного Петром I города, нет в городском фольклоре и литературе легенд связанных с ним. Однако этот памятник интересен не только как единственный дошедший до нашего времени прижизненный монумент царю - реформатору, но и просто как выдающиеся произведение искусства. Посетите Михайловский замок и сами оцените творение Бартоломео-Карло Растрелли.
(с) Музеи России