Спешим поздравить Ирину Александровну Антонову с юбилеем. С 1945 года Ирина Александровна работает в Музее изобразительных искусств, с 1961 - директор музея. Музей проводит ежегодно около 30 выставок, готовит издания, ведет научную работу. Ирина Александровна Антонова руководит музеем, вникая в каждый момент музейной жизни. 20 марта 2007 года у Ирины Александровны юбилей. Портал "Музеи России" поздравляет Ирину Александровну Антонову с серьезной датой. Мы восхищаемся Вашей творческой энергией. Благодарим за прекрасные выставки, которые нам доставили удовольствие от встречи с лучшими образцами произведений искусства.
Портал "Музеи России" повторяет интервью с И.А. Антоновой по выставке "Россия - Италия", которая прошла с большим успехом.
Наибольший интерес посетителей вызвала выставка "Россия-Италия" http://www.museum.ru/N21814 Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.
- На портале "Музеи России" в 2005 году было размещено 4500 сообщений, наибольшее внимание посетителей портала вызвала выставка "Россия - Италия. Сквозь века. От Джотто до Малевича", как Вы считаете можно ли знавать эту выставку наиболее значительным музейным событием 2005 года?
(А) Ведь выставка еще проходила в Италии, и можно было поразмышлять какое место этого проекта в мире. Вы спрашиваете про Россию?
- Да, среди российских музейных проектов.
(А) Я не берусь сказать, что это самый выдающийся музейный проект, но это один из самых значительных проектов второй половины XX - начала XXI века. Это, безусловно. Так сложилось, что я участвовала во многих проектах, таких как "Москва - Париж", "Москва-Берлин". Это были проекты мирового значения, в то время когда они создавались. Но и "Россия-Италия" совершенно удивительна. До сих пор поступают отзывы о выставке, ведущие искусствоведы говорят, что их потрясло сопоставление двух великих культур на протяжении долгого времени - более тысячелетия. В частности этот зал, где сопоставлялось древнерусское искусство - Андрей Рублев, Дионисий и итальянский Ренессанс - Боттичелли, Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициан. До этой выставки таких сравнений никогда не проводили. И то, что произведения этих великих мастеров, в том числе мастеров русской иконы, сопоставлялись в пределах одного пространства, очень многое открыло, прежде всего в древнерусском искусстве - в его масштабности, в его художественном языке, о чем раньше многие не подозревали.
- Какими работами Вы особенно гордитесь, что Вам удалось их выставить?
(А) Я особенно хочу отметить наше партнерство с Третьяковской галерей. Естественно, что среди музеев есть соперничество, это нормально и в этом есть движущая сила, желание опередить, сказать свое слово. С Третьяковской галерей в этом отношении выстроен партнерский альянс, где на первом месте стоит желание друг другу помочь. Например, в этом году у Третьяковской галереи будет 150-летие и Музей изобразительных искусств будет выдавать большую часть коллекции Сергея Михайловича Третьякова, который собирал французский пейзаж XIX века. А Третьяковская галерея на выставку "Россия-Италия" предоставила замечательную коллекцию русского искусства и, в частности, искусство Древней Руси. И такие отношения - наша гордость.
- А что касается итальянских произведении?
(А) Это картина Боттичелли "Клевета". Боттичелли - художник, который почти никогда не выдается на международные выставки. Это вещи XV века, они драгоценны. На выставке была представлена картина Джорджоне "Старуха", особая картина, символическая вещь. Это невероятная редкость, обычно ее нельзя получить. Мы показали Тициана "Портрет Пьетро Аретино". Я называю только несколько произведений, но и многие другие картины было очень трудно привезти.
- Как Вы считаете, какие предпочтения были у зрителей?
(А) Выставку принимали всю целиком. Самое большое впечатление произвел зал Византии - первое соприкосновение двух культур. Это соприкосновение шло не в плоскости Россия-Италия, а Россия соприкасалась с Византией и Италия соприкасалась с Византией, каждый со своей стороны брал то, что ему было близко. Публике нравился раздел, посвященный XIX веку. Он действительно был интересен. В это время русское искусство шло впереди итальянского, но размышления о целях и задачах искусства были близки и в период романтизма, и во второй половине века, когда проявились самобытные национальные направления.
- Как выставка в Москве отличалась от выставки в Риме по зрительскому интересу, по представлению работ, по оформлению?
(А) В Риме был колоссальный интерес, на выставку стояли очереди. У нас тоже интерес был огромный. В этом отношении выставка прошла равноценно. Что касается оформления, это признали и итальянцы, что у нас, в силу характера помещения, выставка выглядела более эффектно. В Риме выставка проходила не в музее, а в выставочных залах, где помещения несколько безликие и однообразные. Здание нашего музея построено в неклассическом стиле, его залы, колоннады придали выставке особую зрелищность.
С И.А. Антоновой беседована Н. Трегуб. Полностью интевью опубликовано в февральском журнале "Мир музея" за 2006 г.
К юбилею И.А. Антоновой открыта выставка А. Модильяни http://www.museum.ru/N30478