25 ноября 2005 года в Государственном Эрмитаже открылась выставка, представляющая три картины одного из крупнейших художников XX века Макса Эрнста из Художественного собрания земли Северный Рейн - Вестфалия в Дюссельдорфе: "Карманьола любви" (1926), "После нас - материнство" (1927) и "Пейзаж с прорастающим зерном" (1936). Это вторая выставка М. Эрнста в Эрмитаже - в 1995 году музей представлял печатную графику художника из собрания авиакомпании Люфтганза - гравюрные циклы, знаменитые коллажные романы и книги.
Макс Эрнст (1891-1976) - немецкий живописец и скульптор, график, один из наиболее ярких представителей сюрреализма - родился в городке Брюль в Германии 2 апреля 1891 года. В 1908-1914 годах он изучал философию, психологию и историю искусства в Боннском университете, где, под влиянием известного экспрессиониста Августа Макке, пришел к решению посвятить свою жизнь живописи.
В 1919 году в Кёльне М. Эрнст участвовал в создании группы дадаистов - приверженцев движения, возникшего тремя годами ранее в Цюрихе среди художников, писателей и критиков, разочарованных войной и стремящихся опровергнуть установленные общественные, моральные и художественные ценности. Для различных изданий М. Эрнст делал фотомонтажи и коллажи, используя гравюры из научных изданий и старых каталогов, рекламные проспекты и плакаты, страницы популярных романов и т.п. Сюжет, изъятый из своего контекста и перенесенный в абсурдное окружение, превращался в сюрреалистический образ.
В 1921 году художник переехал в Париж. В это время появились произведения, которые сейчас считаются образцами раннего сюрреализма, среди них - программная картина М. Эрнста "Слон Целебес" (1921). Так как сюрреализм стремился передавать реальность подсознательного посредством "автоматизма", М. Эрнст, в поисках техники, которая была бы более зависима от случая, чем коллаж, изобретает фроттаж (от фр. Frotter - скрести) - рисунок, получающийся в результате штриховки бумаги, положенной поверх какого-нибудь фактурного предмета. Художник использовал и другие автоматические техники, например, брызгал краской на полотно или клал две только что написанные картины одну на другую и получал новые неожиданные рисунки на обоих холстах. В 1941 году Макс Эрнст переехал в США, а в 1953 году вернулся в Париж, где в 1959 году Музей современного искусства организовал ретроспективную выставку его работ. Большие выставки прошли также в Нью-Йорке: в Музее современного искусства (1961), в Еврейском музее (1966) и в Музее Соломона Гуггенхейма (1975); а затем в Лондоне и Кёльне. В 1948 году вышла книга М. Эрнста "За пределами живописи". Умер Макс Эрнст в Париже в 1976 году.
Художественное наследие М. Эрнста огромно, но, наверное, наиболее значимыми являются его работы 1920-1940х годов, в которых он передал атмосферу крушения мира. Именно об этой стороне творчества М. Эрнста дают представление картины художника из Дюссельдорфа, которые демонстрируются сейчас в Эрмитаже.
"Карманьола любви" (1926) - произведение, достаточно необычное для художника, поскольку М. Эрнст редко столь прямо обращался к эротической теме. На картине изображена пара, охваченная движением яростного французского революционного танца - карманьолы. Мощная и вульгарная мужская фигура угрожающе нависает над обнаженной женщиной. Сюжет карманьолы обычно связан с революцией, насилием и смертью, однако здесь он смягчается словом "любовь". Названия картин М. Эрнста не описательны, они скорее дополняют, а не раскрывают изображение.
В 1927 году Эрнст написал картину "После нас - материнство". На холсте большого формата на темном фоне изображено несколько странных, напоминающих птиц, существ. Одна из антропоморфных птиц обнимает и прижимает к груди птенца - это понятный намек на традиционное изображение Мадонны с младенцем. Не испытывающий пиетета к религии, Эрнст часто создавал такие антиклерикальные произведения. Замена людей птицами - также обычное для творчества художника явление; Эрнст не стремился достоверно изобразить человека, чаще всего представляя антропоморфные существа или машины, где железные конструкции становятся частями человеческих тел.
"Пейзаж с прорастающим зерном" написан позже, в 1936 году. В фантастических объектах "Пейзажа…" сложно найти что-либо, прямо отвечающее названию, но в картине, несомненно, присутствует движение форм и жизненных сил.
Куратор выставки - М.О. Дединкин, старший научный сотрудник Отдела западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа.
Издательством Государственного Эрмитажа к выставке подготовлен иллюстрированный буклет, автор текста - М.О. Дединкин.