С 1 по 5 декабря 2005 года Выставочный зал "Галерея на Солянке" представляет персональную выставку к 80-летию художника Клары Голицыной "Транспластические партитуры".
"Во мне уживаются два человека, два художника. Один хочет проявления своего существа, а другой стремится себя игнорировать, как бы затушевать, нивелировать перед природой. И оба требуют выхода, реального воплощения в искусстве", - говорит о себе Клара Голицына.
Вот это двоякое стремление: в одном случае, напиться живительными впечатлениями от природы, а в другом - проявить собственную авторскую волю - и послужило главным эстетическим импульсом в творчестве Клары Голицыной, от самых ранних профессиональных опытов до творческих поисков настоящего времени.
Вариации позднего стиля Голицыной, разыгранные в ритмике музыкальных пассажей, кардинально преобразующие разнообразные формы зримого мира, смотрятся некими транспластическими партитурами. Поэтому саму живопись образных перевоплощений уместно назвать "транспластической".
Города мира в живописно-архитектурных интерпретациях Голицыной предстают на картинной плоскости как гигантские художественные конгломераты, в которых архитектурные вертикали и горизонтали несут не конструктивно-функциональное назначение, а выступают на самом деле элементами выразительной формы. Городская макроструктура, с её бесконечной игрой форм, органично воспринимается Голицыной в качестве некоего крупного музыкального творения. Действительно, в окружении произведений её последнего выставочного проекта, кажется, словно ты оказался внутри огромного звукового пространства, где нескончаемый поток мелодий сливается в цельную музыкальную гармонию.
Из одной или нескольких энергетических точек живописные композиции распространяются лучистыми линиями по всем направлениям плоскости, захватывая и перевоплощая реальные предметы, встретившиеся на пути силовых векторов. Иногда взятая натура претерпевает столь радикальную образную трансформацию, что автору не остаётся ничего другого, как использовать буквенные обозначения топонимов с тем, чтобы сохранить те самые первые эмоциональные импульсы, которые возникли от созерцания конкретных населённых пунктов и которые послужили главным источником творческого вдохновения.
Хроматическая маэстрия закрепляется чрезвычайно разветвлённой рисуночной оркестровкой. Столкновения и многочисленные пересечения лучистых диагоналей, пронизавших всю глубину картинного пространства, собственно и задают необычную звучность живописных построений. Благодаря этой музыкально-графической наполненности, они даже выглядят своеобразными цветомузыкальными инсталляциями. Заставляют вспомнить декоративно-живописные панно Аристарха Лентулова, посвященные Москве, или цветовое сопровождение музыкальных опусов Александра Скрябина. А если обратиться к сегодняшнему дню, то вызывают в сознании определённые параллели с мерцающими фантасмагориями лазерных шоу.
Так преобразуя в транспластических метаморфозах практически весь предметный состав бытия, Клара Голицына создаёт свой уникальный живописный космос. Тем самым, прибавляя ко всему уже созданному новый креативный слой духовно-материальных ценностей.
"Меня привлекает отсутствие личностного начала, игра случайностей, влечет к формальным итогам, независимым от собственных предварительных замыслов", - говорит Голицына. Но исключить полностью личное авторское влияние на ход возникновения живописного образа, разумеется. нельзя. Авторская ментальность и предопределила неоднозначность творческих решений и богатое разнообразие формальных приемов в произведениях живописца, который, в силу собственной неоднозначности, не может принять один, раз и навсегда избранный метод. Отсюда же берет свой исток и периодичность искусства Голицыной, постоянная смена ее формальных методологий, которую можно проследить на выставке "Пластические партитуры", где вместе с последними работами художницы будут представлены и её более ранние работы.
На выставке также пройдет презентация нового альбома Клары Голицыной.
Никита Махов