29 ноября 2005 года в 18.00 Галерея "Ковчег" приглашает на открытие выставки "В Гурзуфе я хожу в индийских джинсах…".
Первая выставка нынешнего сезона была посвящена галереей "чужим городам" вообще - то есть, всяческому рисованию вдали от дома. На этот раз экспозицию составили работы, созданные в 1950-90-е годы исключительно в Гурзуфе. Название нового проекта позаимствовано у одноименной акварели Александра Максимова - автора, чью выставку "Зигзаги" только что в содружестве с "Ковчегом" показала Государственная Третьяковская галерея.
Впрочем, выставка "про Гурзуф" не носит сугубо ретроспективный характер: помимо Максимова, только живописцы Владимир Телепнев, Михаил Рудаков и Руальд Дмитриев да график Ростислав Барто представлены произведениями из творческих наследий, остальные участники выставки плодотворно работают и сегодня. В отличие от ковчеговского проекта "На солнечном пляже в июне…" (2003), нынешняя экспозиция рассказывает не об отдыхе, а именно о работе у моря. Поездки в Гурзуф еще недавно были непременной составляющей творческой жизни очень многих московских художников разных поколений, понимающих занятия живописью и графикой как непременное обращение к пленеру, усвоивших уроки европейского искусства начала ХХ века.
…Заселение Гурзуфской долины началось с давних времен: во время археологических раскопок на скале Дженевез-Кая обнаружен культурный слой с фрагментами керамики периода раннего энеолита (III тысячелетие до н. э.), а в 1981 году при строительстве газопровода у перевала Гурзуфское седло были найдены бронзовые вещи античного происхождения. Наиболее распространенная версия возникновения названия этого места исходит от латинского слова "урзус" - медведь; когда-то на мысе Ай-Тодор находилась римская крепость Харакс, откуда хорошо видна Медведь-гора (Аю-Даг). К тому же, в давнем трактате "О постройках" эта крепость называется Горзувиты. В 1472 году Гурзуф посетил знаменитый путешественник - тверской купец Афанасий Никитин, возвращавшийся из длительного путешествия в Индию. Почти триста лет, с 1475 по 1774 год, Гурзуф, как и весь Южный берег Крыма, входил в состав владений турецких султанов. После присоединения Крыма к России земли в районе Гурзуфа были пожалованы герцогу Арману Эммануэлю де Ришелье, одному из основателей Одессы, бывшему тогда генерал-губернатором Новороссийского края.
Словом, Гурзуф - место легендарное. В конце XIX века здесь возник модный курорт, а после революции и последовавшей за ней национализации - детский лагерь "Артек" и военный санаторий. В 1910-м на набережной, где раньше была харчевня, Константином Коровиным была построена двухэтажная вилла (в тот год работа над декорациями к балету по роману Флобера в Большом театре настолько увлекла художника, что свою гурзуфскую дачу он также назвал "Саламбо"). Впоследствии дача-мастерская стала одним из корпусов Дома творчества художников, знаменитого "Коровника". Там, собственно, и создавалось большинство представленных на выставке произведений.
Открывает экспозицию работа безымянного автора. Предыстория ее такова. Основатель гурзуфского курорта предприниматель Петр Губонин, начинавший когда-то с отделки набережных Москвы-реки и поставки камня для строительства Исаакиевского собора в Петербурге, впоследствии много сделавший для развития российских железных дорог и металлургии, был также любителем изящных искусств. На скале островка Адалар Губонин построил ресторан, считавшийся лучшим на крымском побережье. Здесь любил бывать Федор Шаляпин. Пейзаж с видом острова, по преданию, был написан лодочником, перевозившим посетителей ресторана, некогда бравшим уроки живописи у Коровина.
В новом проекте галереи "Ковчег" участвуют Ольга Акулина, Юрий Бурджелян, Нина Котел, Александр Ливанов, Ирина Лотова, Наталья Нестерова, Виктор Разгулин, Ольга Рудакова, Виктор Русанов, Владимир Сальников, Ирина Старженецкая, Инна Энтина.
Кураторы галереи "Ковчег" - Юрий Петухов, Сергей Сафонов, Игорь Чувилин.
Выставка работает с 30 ноября до 22 января 2006 года.