15 ноября 2005 года в 16.00 в Государственном музее Востока открывается выставка новых поступлений - произведений изобразительного искусства Кавказа и Средней Азии. Выставка, на которой представлено более 200 живописных, графических и скульптурных работ, необычна тем, что она собрала в объединенном пространстве музейной экспозиции не только художников из восточных республик бывшего Союза, ныне независимых государств, но и известных российских мастеров, проживавших в разное время в тех местах. Работы поступили в музей (большая их часть - дарственные) в минувшее десятилетие и лишь небольшое их число было приобретено музеем Востока раньше. По тем или иным причинам они оставались незнакомыми для многочисленных любителей мира прекрасного и выставляются впервые.
Искусство Кавказа представлено в первую очередь мастерами Азербайджана, Армении и Грузии. Из множества работ необходимо выделить, в частности, живописные полотна одного из самых одаренных азербайджанских художников 70-90х гг. Кемала Ахмедова; таинственно светящиеся на черном фоне мотивы армянина Жака Ихмальяна, натюрморты и сцены народной жизни "наивного живописца" Артюши Бдеяна. В грузинском разделе выставки привлекают яркие полотна братьев Тотебадзе, написанные в современном экспрессивном стиле; графика Давида Попиашвили, соединяющего в своих работах современность и средневековье. Отдельно надо сказать о графических листах Тенгиза Мирзашвили, в частности, о его иллюстрациях к книге анекдотов и рассказов о Сталине.
Искусство Средней Азии представлено в основном живописными полотнами и графикой художников старшего поколения, главным образом российских мастеров, работавших в тех местах в разное время. Достаточно упомянуть таких корифеев, как Александр Волков, Павел Беньков, Евгений Кравченко, а также более позднее поколение: младшие Волковы - Александр и Валерий, Дамир Рузыбаев, Ольга Соколова, Лев Крамаренко, Ирина Жданко и т.д. Эти имена и фамилии можно продолжать бесконечно, ибо в 20-30е годы прошлого века темы русского Востока, татарского Крыма, уже упоминавшихся Кавказа и Средней Азии звучали в творчестве многих находящихся в собрании музея мастеров. Но нельзя не отметить творчество тех, кто трудился в Ташкенте и Самарканде в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Свои высокохудожественные творения создавали прославленные Роберт Фальк, Владимир Фаворский, Амшей Нюренберг, позднее - известный реставратор и живописец Алексей Рыбников. Позднейший российский ориентализм представлен графикой Михаила Карасика, продолжающего традиции литографий Шагала, Матисса, а также российских футуристов 20х годов прошлого века.
Помимо живописи и графики на выставке экспонированы скульптурные произведения, их 17. Эту небольшую скульптурную галерею завершает, в частности, пластичная композиция "Обнаженная" корейского по происхождению мастера Надежды Шек.
Выставка продлится до 25 декабря 2005 г.