НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

"Пленники красоты" из Третьяковской галереи в Нижнем Новгороде

c 28 октября по 30 декабря 2005Нижегородская область
К. Брюллов. Портрет детей Волконских с арапом. ''Пленники красоты'' из Третьяковской галереи в Нижнем Новгороде
Выставка, котрорая прошла с большим успехом в Государственной Третьяковской галерее "Пленники красоты. Русское академическое и салонное искусство 1830 - 1910-х годов" 28 октября открывается в Нижегородском государственном художественном музее.

Проект не только дает возможность увидеть в широком контексте хрестоматийно известные произведения прославленных авторов, ставшие своего рода эталонами стиля, но и вводит в сферу внимания специалистов и любителей искусства много новых имен и произведений. Особую гордость выставки составляет призведение "Медуза" Павла Сведомского (собрание ГТГ). Другое произведение этого же мастера - "античная идиллия" "Игра в кости" - недавно поступило в коллекцию Третьяковской галереи.

Мастеров академического и салонного искусства их противники называли "беспечальными художниками". Темные стороны действительности, изнанка жизни, "низкие истины", социальные и психологические конфликты не привлекали этих мастеров. Они считали, что искусство призвано возвышать человека над прозой жизни, отвлекать от скуки повседневности, просвещать и одновременно радовать глаз.

Такое искусство требовало больших знаний, эрудиции, огромного трудолюбия и в хорошем смысле этого слова ремесленного мастерства. Не случайно его создатели принадлежали к числу "отличников" академий. Их произведения характеризуются совершенством рисунка, мастерством композиции и колорита, разнообразием фактурных эффектов, умением выбрать занимательный сюжет. Академическая и салонная живопись второй половины ХIХ века в лице наиболее талантливых своих представителей была хранительницей заветов живописного умения и профессионализма.

Выставка демонстрирует многообразие стилей, к которым прибегали мастера этого направления: неоклассика, "русский стиль", "фо рококо", ориентализм, европейское средневековье… В сферу интересов этого искусства попадали все жанры: исторический и бытовой, натюрморт и пейзаж, портрет. В экспозиции выделены две главные темы - "античный миф" и "русский стиль". Самая значительная работа первого направления и, пожалуй, всей выставки - "Фрина на празднике Посейдона в Элевзине" Семирадского. "Русский стиль" представлен произведениями Константина Маковского, Андрея Рябушкина и др.. Долгожителю салонного искусства - итальянскому жанру - посвящен раздел "Dolce vita". В мифологии искусства XIX столетия Италия - страна любви, свободы и красоты. Ее воспевали многие русские художники, в том числе Михаил Скотти, Федор Бронников, Василий Суриков. Понятие салонного искусства традиционно связывается с определенной портретной традицией. Обширный раздел выставки "Дамы и господа" представляет блестящие работы Сергея Зарянко, Константина Маковского, Ильи Репина, Константина Сомова. Все они демонстрируют приемы, составляющие в этом направлении основу образа - эффектную подачу внешнего облика модели, черты "светскости" и высокого социального статуса.

Русское искусство XIX века развивалось в противостоянии и одновременно взаимовлиянии двух ведущих направлений: реалистического и академического. Различное понимание задач искусства, самого понятия "красоты", определявшее разность эстетических программ, придавало напряженность и разнообразие художественной жизни России XIX столетия. Забывая об этой оппозиции, сегодня порой трудно понять истоки пафоса намеренного аскетизма, колористической сдержанности работ мастеров-передвижников или те "срывы" в салон, которые имели место в творчестве Крамского, Репина, Поленова и других художников демократического лагеря.

Салонная живопись XIX века, которую современники иногда уничижительно именовали "живописью стенных украшений", может и должна во многом рассматриваться по законам декоративно-прикладных искусств. Здесь закладывались предпосылки синтеза искусств, концепции взаимосвязи изобразительного искусства и интерьера, которые реализовались позже в эпоху модерна. Нет необходимости заниматься реабилитацией салонного искусства, но бесспорно, что принятый до сих пор уничижительный оттенок в его интерпретации может и должен быть снят. Русское академическое и салонное искусство ХIХ века - значительное художественное явление, давно ждущее специального показа и исследования. Выставка "Пленники красоты" помогает создать более объективную картину развития русского искусства, позволяет восстановить историческую справедливость и отдать дань художникам, внесшим существенный вклад в развитие культуры ХIХ столетия, а также лучше понять истоки многих явлений искусства ХХ века.

www.museum.ru/N24143
Ваше мнение »»

»»Нижегородский государственный художественный музей
Адрес:Нижегородская область, г. Нижний Новгород, Кремль, корпус 3
Проезд:Любой общественный транспорт до ост. "Пл. Минина и Пожарского"
Телефоны:(831) 274-64-35
сайт:artmuseumnn.ru/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, другие

важные события  x    ?  

новости от 23.04.2024  x    ?  


Античность. Система координат - проект музея-заповедника «Архангельское» в парке «Зарядье»

Открытие летнего сезона в Петергофе

Зураб Церетели. Солнечный сад. Выставка к 90-летию художника

Выставка «Светлейший князь Г.А. Потёмкин-Таврический» в Центре «Эрмитаж – Выборг»

К 40-летию Музея-заповедника "Царицыно". Инсталляция к 295-летию со дня рождения Екатерины II

Выставка «Строкою Пушкина воспето…» в Русском музее фотографии

К 150-летию Первой выставки импрессионистов

Жерар Юфера. Один день в музее

Выставка «Горячая эмаль. Медь» в Ростовском музее изобразительных искусств

Презентация книги «Мир искусства Надежды Добычиной» в KGallery

Дмитрий Стрелков "Живописная партитура". Живопись

Выставка-ретроспектива "Дневник Победы" в Музее Востока

Лоик. Скульптура войны и мира

Выставка к 80-летию освобождения Крыма и Севастополя от немецко-фашистских захватчиков

Персональная выставка Виктора Калинина «Отсветы»

Выставка "Град Петра в судьбе Ф.И. Тютчева"

Франц Рубо. Картины для всеобщего обозрения

Выставка фотографий "Завтра – это сейчас" в Дарвиновском музее

Выставка "Ювелирное искусство Александра Голикова" в Музее-заповеднике "Царицыно"

Николай Львов. Избранное

Выставка "Ars Sacra nova. От мифа к символу" в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына

Вечная классика. Традиции и эксперименты в пейзажной фотографии

Выставка «Спасенные шедевры. Русский музей – Таганрогу»

Высота Карпова: Урал и его художники в коллекции Ирбитского музея изобразительных искусств

Выставка «Хвостатая душа Петербурга»

К 40-летию Музея-заповедника "Царицыно". Выставка "ART548"

Выставка "Перевернутое сафари. Современное искусство Африки" в Арсенале

Максим Моргунов "Течение жизни"

Выставка «На линии боевого соприкосновения. Новые поступления» в Военно-медицинском музее


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru