Московский музей современного искусства и Международный комитет красного креста представляют выставку "Апофеоз войны" фотографа Виктории Ивлевой.
В России "Апофеоз войны", данный Верещагиным иконическим образом пирамиды черепов в пустыне, стал понятием нарицательным. Этот апофеоз воплощает ужас итогов человекоубийства, тотальный масштаб его жертв. Но последние сто лет символический и отвлеченный образ того апофеоза уже не властвует над умами зрителей, чей мир сформирован масс-медиа. Конкретика фактов, лиц, дат и географических названий делает войну ужасающей и отталкивающей; конкретика фотографии замещает в общественном сознании место обличительных иносказательных картин XIX - начала ХХ века. Конкретика фотографии трансформируется в символическое актуальное высказывание, где конкретное - существующее в реальности лицо - замещает в сознании зрителя безликие понятия "ужаса", "войны", "голода". В сознании нашей эпохи феномен фотографии выходит из тени документа и становится частью высокой культуры, воспитывающей и взыскующей, культуры, как и в старые времена, мессианской.
Банальности о не-женском лице войны поют на все лады. Страшные и точные свидетельства войны были даны людьми разных возрастов и национальностей, и были они женщинами или мужчинами, для сообщенного факта не было важным. Но страшнее было и остается, когда вестником правды о войне становится женщина. Потому что, будучи профессионалом, точным, как военный в своем деле, она не может не смотреть в сторону детей и женщин, стариков, - тех, чью участь ей было бы суждено разделить, если бы она не родилась в другой стране, не получила бы в жизни другой профессии, и сама - по собственной воле - не приехала бы на войну.
Виктория Ивлева фотожурналист. Хроникер горячих точек планеты. Она снимала Грузию и Армению в дни беды; Карабах и Приднестровье; гражданскую войну в Таджикистане и Афганистан; она снимала Африку, которая с середины ХХ века продолжает тлеть кострами "местных" конфликтов, уносящих с собою сотни тысяч человеческих жизней. Маленькие дети с тельцем стариков и взрослые - маленькие, как дети; узкие ладони и набалдашники коленей; слезящиеся глаза и лягушачья кожа старости у молодых людей - это последствия "локальной войны", ее голода. Кто знает точно, сколько людей живет в военных пожарах пустынь и тропических лесов, где химическое оружие отравило воду, а минами усеяны сельские поля? + Эти места принесли славу не одному поколению журналистов и фотографов, среди которых Себастио Сальгадо и Джеймс Нахтвей. Но не будь тех, кто с камерой прошел дорогами войны, сухие цифры отчетов Международных гуманитарных и благотворительных организаций, таких, как Международный Комитет Красного Креста, не достучались бы до общества. Те из фотографов, кто приносит с войны по-настоящему "плохие вести" - живые фотографии, живет на войне долго, превращаясь в "человека войны", продолжая смотреть на ее ужасы глазами человека сострадающего и гуманного.
Виктория Ивлева не столько журналист, сколько фотограф. Она живет с камерой на бескрайних просторах дальних стран, окруженная бесчисленными толпами людей, в чужом времени и среди чужой истории, которая благодаря ей становится частью нашего мира. С фотографией мы становимся сопричастны собственной планете.
Выставка Виктории Ивлевой в Московском музее современного искусства открывает малую часть архива фотографа. Эта выставка представляет фотографии, завершенные по форме и по мысли, четкие, как доклад древнего гонца с поля боя, у которого вся жизнь сосредоточилась в его задаче - сообщить. Передать максимально точно. Что в наше время стало большим искусством.
Виктория Ивлева, родилась в Санкт-Петербурге. Закончила факультет журналистики МГУ в 1983 году. Фоторепортер, пишущий журналист. Печаталась в газетах "Комсомольская правда", "Собеседник", "Московские новости", в журнале "Огонек". В настоящее время фотообозреватель "Новой газеты". Фотографии были опубликованы в таких изданиях, как New York Times Magazine, Stern, Spiegel, Express, Sunday Times, Independent, Die Zeit, Focus, Marie-Claire и др. В 1988 году в Париже вышел альбом фотографа "Temps present de la Russie"; в 1989 альбом был опубликован в США. В 1991 году фоторепортаж Виктории Ивлевой, сделанный в помещениях IV реактора Чернобыльской АЭС, получил приз "Золотой Глаз" крупнейшего конкурса в области фотожурналистики WorldPressPhoto. Почетный гость фестиваля фотографии в Перпиньяне, Франция 1992 года.
Экспозиция включает 35 фотографий 1992-2005 годов. Открытие выставки: 26 октября 2005 года в 17.00.