21 сентября 2005 года в рамках годовой ретроспективы фильмов Олега Ковалова Петербургский Музей кино показывает его оригинальную картину "Остров мертвых" в к/ц "Родина". Начало сеанса в 20.20.
Сценарий, режиссер О.Ковалов. Оператор В.Смирнов. Монтаж Г.Субаева. Художник В.Чейкаускас, Д.Пахомов. Звукооператор Г.Беленький, М.Полянский. В фильме использована музыка Моцарта, Бетховена, Скрябина, Бартока. Продюсер Е.Татарский. Студия Союзиталофильм и МЕТАКОН. 1992, 86 мин. цветной
Фильм "Остров мертвых" - это кинематографическая вариация на темы русской истории начала 20-го века. Это сюрреалистический коллаж, где материал игровых, документальных, мультипликационных лент раннего русского кинематографа обретает новое, неожиданное звучание. Фильм посвящен памяти знаменитой кинозвезды русского экрана Веры Холодной.
Критики о фильме.
"Фильм отнюдь не рассчитан на специалиста - киноведа или историка. Это не фильм по истории кино или по истории России. Но, думаю, светящиеся, бесценные, насыщенные серебром кадры аккумулировали в себе множество эмоций, дум, страстей современников, трагизм, прелесть и воздух великой и роковой эпохи. Поэтому они несут в себе больше, чем их конкретное содержание."
"…фильм адресуется прежде всего эмоциональному восприятию целого, сходному с воздействием лирической поэмы или музыкального произведения... Олег Ковалов открывает новые пути работы с великим фондом кино - этой "второй реальностью" Истории." (Нея Зоркая)
"Вот что такое главный герой новой ленты Олега Ковалова "Остров мёртвых". Человек из подполья, фланирующий шизоид, не различающий "хроники" и "игрового кино", Истории и инсценировки, 1905-го и 1917-го, Маяковского и "Юпитера", Эйзенштейна и Бауэра."
"Эти случайные, немотивированные стыки, эти реактивные сочленения выделяют энергии больше, чем вся (почти вся) нынешняя кинопродукция. Плёнка только что не воспламеняется, только что не возгорается экран, едва не разлетается на куски. Такого напряжения, такой нечеловеческой муки языка не выдержать, впрочем, и самым великим картинам прошлых и будущих лет." (Игорь Манцов)
"…аналогов ему (фильму - О.К.) нет во всём мировом кинематографе… Кто назвал его по контрасту с картиной Станислава Говорухина "Россией которую мы не потеряли", подразумевая возникающие на экране образы искусства, от Льва Толстого и Анны Павловой до Маяковского и конструктивистов. Но картина и о потерях тоже - потому что показывает общество, больное красотой, завороженное смертью. Она - о духовных, внутренних, а не внешних причинах этих потерь. Она проникнута мудрым, философским отношением к действительности: бессмысленно ругать одну эпоху и восхвалять другую, все они - звенья одной бесконечной цепи, и изумляться можно только тому, как человек выживает, сохраняя себя." (Нина Агишева)
"…картина Ковалова вся вырастает из необыкновенно сильных ощущений, переживаний и чувств, возникающих у автора при контакте с реальностью, вернее, с тем следом, который оставлен ею на ветхой, ускоренной, рвущейся целлулоидной плёнке."
"…историософскую схему, более близкую западному сознанию, где она описана и сформулирована в классических сочинениях типа "Заката Европы" или "Восстания масс" /…/, именно эту схему применительно к русской истории О.Ковалов попытался воспроизвести в своём фильме. Быть может, впервые она обрела здесь наглядное, чувственное воплощение. Оттого-то столь многое кажется нам в этой картине непонятным, непоследовательным и непривычным."
"Этот фильм с его внущающими ужас и тревогу образами торжества хаоса и энтропии на фоне утраты в культуре необходимого стремления ввысь, наводит на совсем не модные ныне размышления об ответственности культуры как творчества жизненных форм… Возвращая нам чувственный образ ушедшей реальности, разрушая автоматизм восприятия и привычные мифологические схемы, он позволяет увидеть и почувствовать в российской истории многое, чего мы раньше не видели и не чувствовали." (Наталья Сиривля)
"Остров мёртвых" с его негой и предощущением увядания преображается в "Плот Медузы", в трагедию человека на плоту цивилизации, в аллегорию, прямолинейная однозначность которой превращает визуальное удовольствие в холодное отвращение." (Нина Цыркун)
"Каждый кадр хроники или фрагмент немого игрового или мультипликационного фильма для режиссёра не имеет незыблемой ценности документа, исторического свидетельства. Ковалов не воссоздаёт прошлое, но на его культурных архетипах строит свой мифомир, относясь к старой киноплёнке как к живой неорганизованной натуре, которую ещё нужно снять. И его смелая, продуманная монтажная игра в фильме - по сути - с ъ ё м к и."
"Жизнь предстаёт как легенда, киножизнь как реальность, выдуманный образ, предложенный человеку, становится его судьбой - так романтик Пьеро ненароком накинет на молодую цветущую женщину кисею собственных фантазий, а она обернётся настоящим саваном…"
"…знакомые всем нам герои лишь ненадолго появляются на экране, чтобы вплести свою тему в общий сюжет, очень простой и ритмически-композиционно точно решённый. Это история рождения Смерти, персонифицированной мифологической героини, становящейся властительницей человеческого мира." (Тамара Сергеева)
"В заведомо плоскостной, по определению плоскостной мир синематографических теней Ковалов входит, как в живую реальность. И обнаруживает в в нём десятки планов. Он возвращает этому миру объём. Возвращает - не придумывает."
"Он обнаруживает, доводит "до кондиции" ритм мгновения, бесконечно длящегося в вечности - ритм внутренней жизни объекта. Они живы, улыбаются, прихорашиваются, не зная, что давно ушли, что их давно уже нет на свете. Уж не всё ли кино - "Остров мёртвых"?"
"Потому фильм ослепительно нежен к каждому, чьё лицо оказывается в кадре. Ибо в самом материале слышит Ковалов то, что прозвучало в те же годы в цветатаевских ранних стихах:
Послушайте! Ещё меня любите/ За то, что я - умру." (Евгений Марголит)
Биография.
Олег Ковалов родился 20 сентября 1950 г. в Ленинграде. В 1983 г. окончил киноведческий факультет ВГИКА (мастерская Е. Суркова). Работал редактором на киностудии "Ленфильм", редактором-методистом в кинотеатре Госфильмофонда "Спартак" в Ленинграде. Автор многочисленных статей, опубликованных в России и за рубежом. Публиковался в журналах "Советский экран", "Искусство кино", "Киноведческие записки" и др. В 1997 г. в Роттердаме показана ретроспектива фильмов О.Ковалова