C 21 июня по 16 июля 2005 года Галерея "Риджина" представляет выставку молодых украинских художниц из группы Р.Э.П. (Революционно-экспериментальное пространство) - Жанны Кадыровой и Олеси Хоменко,. Молодые художницы, работающие в разных жанрах, уже сейчас претендуют на лидерство в новом поколении украинского актуального искусства.
Группа Р.Э.П. - это сообщество молодых художников из разных городов Украины, стихийно объединившихся в группу прямо на Майдане Незалежности, во время Оранжевой Революции. "Наша первая выставка - это не фиксация событий революции, агитационных мелочей, а фиксация способа существования общества во время экстремальных событий", говорят художники. Революция лишь дала толчок и послужила катализатором объединения группы. "Мы хотели поучаствовать в революции, и решили, что должны помочь своей профессией", поясняет участница группы, художница Ксения Гнилицкая. Обстоятельствами своего появления группа Р.Э.П. отсылает зрителя к пост-революционным годам XX века, к самому началу советского конструктивизма - Родченко и Степановой. Впрочем, на этом сходства и заканчиваются - творчество Р.Э.П. столь же не похоже на Л.Е.Ф., сколь и рознятся между собой две революции.
Первая выставка группы прошла еще в декабре 2004 года в киевском Центре Современного Искусства. Проект "Р.Э.П."'a был полностью посвящен свежим событиям - экспозиция представляла собой работы, только-только вернувшиеся с улицы, искусство утилитарное, агитационное, и, конечно же, актуальное. Из-за тематики работ и названия группы многие критики обвинили "рэповцев" в политической ангажированности и конъюнктурности. Накал страстей в украинском арт-сообществе пришелся на период выбора проекта, который должен был представлять Украину на 51-ой Венецианской Биеннале. Неожиданно для всех жюри выбрало группу Р.Э.П., после чего молодым художникам пришлось вытерпеть обильную порцию критики. Впрочем, скоро обвинения в конъюнктурности были забыты - министерство культуры отказалось пускать Р.Э.П. в Венецию, и молодежь ушла в оппозицию.
После революции прошло более полугода, а группа не только не распалась, но и продолжает свой культурный терроризм - впрочем, уже далекий от "оранжевой" тематики. Сегодня можно смело констатировать, что Р.Э.П. - это новое поколение украинского современного искусства, появившиеся спустя двадцать лет после так называемой "первой волны". Их творчество - порой брутальное, и в большей степени вызывает шок, нежели эстетическое наслаждение. Р.Э.П. еще не подвержен коммерциализации, и финансово не ангажированным художникам удается держать дистанцию относительно стремительно гламуризирующегося современного искусства последних лет - они одинаково далеки, как и от мейнстримных направлений contemporary-art, так и от тихой заводи традиционного modern-art. Искусство "рэперов" взрывоопасно и агрессивно, это выхлопы давно накопившейся у поколения двадцатилетних энергии, ищущей выходы в художественном высказывании.
Выставкой двух участниц Р.Э.П.а - Жанны Кадыровой и Олеси Хоменко, - галерея "Риджина" продолжает череду вернисажей в рамках Фестиваля Современного Украинского Искусства "Оранжевое лето". Следующей фестивальной акцией станет первая персональная выставка в Москве художника из "первой волны" украинского contemporary-art - Владимира Кожухаря (Одесса).
Вернисаж состоится 21 июня, c 19.00 до 22.00.
Биографическая справка
Олеся Хоменко родилась в 1980 году в Киеве, в 1998 году окончила Киевскую Государственную художественную среднюю школу, в 2004 году получила диплом магистра (с отличием) в Киевской Национальной Академии Искусств и Архитектуры (факультет сценографии, мастерская Д.Д.Лидера). "Если проанализировать тему моей живописи, то получается, что в центр всех волнующих меня вопросов или тем я ставлю человека, или изображение человека. Человек есть отражение того мира, в котором мы живём", говорит художница. Ее давняя серия работ "Дачные Мадонны" изображает необъятных женщин в купальниках, работающих в поле или в огороде. "Я наблюдала за такими женщинами у себя на даче, они там стоят на своих участках, как в витринах. Меня заинтересовал вопрос: уродливо это или прекрасно?", поясняет Хоменко. Проект "Герой нашего времени" - серия работ, созданная уже в рамках Р.Э.П.а к первой, зимней, выставке и представляет собой изображение революционеров с Майдана в стиле советской монументальной живописи.
Хоменко любит работать в рамках интерактивных проектов и пытается расширять привычные формы восприятия, выйти за рамки бытового общения. "Мой проект "Привет в будущее" преследовал именно эту идею. Обращаясь к случайным прохожим, я просила их передать привет в очень далёкое будущее, туда, где уже не будет ни одного привычного для нас понятия. Это был очень забавный эксперимент, если не учитывать паническую боязнь у людей моего огромного объектива…", рассказывает она.
Проект, представляемый в "Риджине" - "Герои девичьего мира" - возник как самоирония художника, но потом вылился в ёмкую тему. Это обои "из девичьей комнаты", на которых в огромное количестве наклеены вырезки из глянцевых журналов - фотографии киноактёров, певцов, спортсменов. "За неимением настоящего, девочка окружает себя фотографиями мужчин, создавая некую иллюзию присутствия. Более того, "девочка" создаёт собирательный образ "идеального" мужчины, рисуя его на обоях, - поясняет идею проекта Хоменко, - я решила помочь своей вымышленной девочке и создала мягкую игрушку-мужчину, который уже не плюшевый медведь, но ещё не живой мужчина...".
Жанна Кадырова родилась в 1981 году в городе Бровари, сейчас живет и работает в Киеве. В 1999 году окончила Киевскую государственную художественную среднюю школу им. Т.Г.Шевченко (отделение скульптуры), в данный момент заканчивает Киевскую Национальную Академию Искусств и Архитектуры. Художница в основном работает в жанре интерактивных проектов и акций, которые вносят в обыденную жизнь долю абсурдности и фантастики. В рамках одного из своих проектов Жанна Кадыров скакала галопом на голубой, выкрашенной, лошади по центру города, в другой акции - "Запутать врага" - художница поверх оригинальных дорожных указателей нарисовала свои, абсурдные "знаки". В 2003 году на Арт-Клязьме, в рамках проекта Авдея Тер-Оганяна, Жанна Кадырова пародирует "пародиста" Владислава Мамышева-Монро - она создает "Доску почёта", на которой всех "героев" - советских библиотекарш, бухгалтеров, начальников - изображает она сама. Сейчас художница занимается крупноформатной живописью, характерной еще для "первой волны" украинского contemporary-art, и ее новым работам присуща та же спонтанность и романтичность, что и ее более ранним акциям. В "Риджине" будет представлена инсталляция из скульптуры сантехника, облицованной кафельной плиткой, помещенной в центр городского рабочего мира, нарисованного художницей фломастерами.