Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Федеральное агентство по культуре и кинематографии РФ, Государственный Центр современного искусства, Москва представляют проект "Фотограмма. Проекция. Силует". Куратор: Виталий Пацюков. Координатор: Карина Караева.
Участники: А.Родченко, Л.Лисицкий, В.Степанова, А.Хлебников, В.Грюнталь, Ю.Герчук, А.Лаврентьев, Е.Лаврентьева, В.Гущин, А.Подосинов, П.Киселев, В.Колейчук, В.Стигнеев.
Выставка открыта с 15 июля по 31 июля 2005 года в Государственном Центре современного искусства.
Фотограмма - это изображение объекта в проходящем свете, зафиксированное на светочувствительном материале (например, фотобумаге), т.е. теневой рисунок, как следствие различной степени непрозрачности объекта. Фотографический отпечаток по этой технологии изготавливается без использования фотоаппарата. На ранних этапах развития фотографии фотограмма применялась в научных целях. Как художественный прием, она использовалась во всем мире в 1920-30-х гг. В отечественной культуре фотограмма как технология и фотографическая образность имеет давнюю традицию, но несмотря на это, в выставочных залах эта особая форма визуального демонстрируется крайне редко. В настоящее время в технологиях фотограммы работают несколько десятков фотографов, разрабатывая ее "свето-химические" особенности и привлекая новые "силуэтные" формы. История фотограммы и ее методологии входят в факультативы занятий в художественно-промышленом училище им. Строганова (руководитель А.Лаврентьев) и в МАРХИ (руководитель В.Колейчук).
Проект "Фотограмма" включает в себя небольшую историческую ретроспекцию с участием таких фотографов как А.Родченко, Л.Лисицкий, В.Степанова, А.Хлебников, В.Грюнталь и завершается новейшей "фотограммой" - работами Ю.Герчука, А.Лаврентьева, Е.Лаврентьевой, В.Гущина, А.Подосинова, П.Киселева, В.Стигнеева. Экспозиция выставки построена таким образом, что бы рассмотреть феномен фотограммы в современных технологических условиях, указать на ее отношения с другими видами искусства, на ее новые возможности, противопоставленные цифровым стратегиям в современной визуальной культуре. Таким образом, проект ориентирован не только на чисто эстетические интересы зрителей, но и на дальнейшее увеличение числа любителей-фотографов, использующих эту простую технику. Вместе с тем проект расширяет рамки традиционной эстетики визуального, обращаясь к массовому зрителю, предлагая одну из самых демократических и доступных форм в искусстве фотографии. Он содержит в себе новые оптические технологии и естественную точку зрения на окружающую реальность, где предмет и его контур возвращает в культуру ценности повседневного.
В рамках проекта состоятся два мастер-класса с участием мастеров фотограммы Александра Лаврентьева и Вячеслава Колейчука, круглый стол участников выставки с привлечением ведущих искусствоведов в области в фотоискусства, одна лекция Александра Лаврентьева "История фотограммы: ВХУТЕМАС и БАУХАУЗ" с демонстрацией слайд-программы, а также показ фильма Ман Рея "Морская звезда" (1924) как пример использования радикальных фототехнологий в культуре кинематографа.