Летом 1930 года Кузьма Сергеевич Петров-Водкин завершал работу над рукописью автобиографической повести "Хлыновск". В записных книжках этого периода среди черновых набросков отдельных глав повести, фамилий и адресов коллег и приятелей, рабочих заметок с заседаний ученого совета в Академии - одна любопытная запись: "Для Таты: 1) плиту (с посудой), 2) ведерко с совочком, 3) телефон".
Тата, Татуля - это Татьяна Львовна Пилецкая - одна из красивейших актрис советского кино, героиня фильмов "Пирогов", "Княжна Мери", "Разные судьбы", "Невеста", "Зеленая карета". Более сорока лет Татьяна Львовна играет на театральных сценах Санкт- Петербурга. В настоящее время - это театры "Балтийский дом" и "Приют комедиантов".
В июле же 1930 года Татуле исполнилось всего только два года. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин был крестным отцом будущей актрисы, написал её портрет и благословил её артистический талант.
С родителями Таты - Людвигом Львовичем и Евгенией Давыдовной Урлауб - художник познакомился ещё в 1926 году в Шувалове.
Петровы-Водкины и Урлаубы подружились на всю жизнь, продолжали встречаться в Ленинграде и в Детском Селе.
В своих воспоминаниях Татьяна Львовна позже напишет: "Кузьма Сергеевич очень любил зимой устраивать елки для ребят, всем нам раздавал подарки из-под елки и радовался вместе с нами".
Летние дачи Петровы-Водкины и Урлаубы снимали по соседству. В 1937 году они, а также семья ученика Кузьмы Сергеевича художника П.К.Голубятникова дружно поселились в поселке Сиверская.
Здесь Петров-Водкин написал "Девочку с куклой (Портрет Татули)". Он создавался не на заказ, а по велению души. Художник задумал этот портрет после одного из концертов-сюрпризов, которые устраивали дети - Елена Водкина, Вера и Севир Голубятниковы и Тата Урлауб. Они читали стихи, пели, танцевали, представляли живые картины. Кузьма Сергеевич тогда же, отметив грациозность Таты, посоветовал Урлаубам отдать дочь в хореографическое училище, а на следующий день пригласил её позировать для портрета.
Тата в белом кружевном платье с куклой, недавно подаренной ей отцом на день рождения, отправилась к Петровым-Водкиным. Веранда, на которой расположились художник и его модель, была очень веселая, солнце глядело сквозь цветные стеклышки. В одном углу - мольберт с холстом,а в другом - большой круглый стол с огромным букетом, который вскоре появится в натюрморте "Букет цветов и лампа". Сидеть без движения девочке было трудно, и Кузьма Сергеевич, прекрасно это понимая, разрешал немного шевелиться. Татьяна Львовна до сих пор помнит быстрый, внимательный взгляд пронзительных серых глаз художника.
Петрову-Водкину позировал и Людвиг Львович Урлауб. Пилецкая вспоминает: "Кузьма Сергеевич показывал папе свои новые работы и однажды попросил его даже позировать к картине "Тревога": открыл дверцу шкафа, надел на него свою жилетку и стал писать спину рабочего, глядящего в окно. Так что теперь, когда я смотрю картину "Тревога", вижу спину своего отца".
Дочь художника Елена Кузьминична Дунаева в своих воспоминаниях Прикосновение к душе" отмечает также, что во время работы над картиной "Новоселье" для фигуры "хозяина квартиры" позировал Людвиг Львович Урлауб, а моделью для сидящей спиной учительницы была Евгения Давыдовна Урлауб.
Татьяна Львовна Пилецкая приезжала в Хвалынск, на родину своего крестного отца, в 1993 году. Она принимала участие в научной конференции, посвященной 115-летию К.С.Петрова-Водкина. Вскоре воспоминания, прозвучавшие на конференции, были опубликованы в журнале "Нева". В 2000 году вышли отдельным изданием мемуары Пилецкой "Серебряные нити".
Татьяна Львовна и Елена Кузьминична и сейчас иногда встречаются в Петербурге. Их встречи согреты воспоминаниями о человеке, доброта, мудрость и душевная щедрость которого навсегда в их сердцах. Это самое дорогое наследство, его невозможно истратить и потерять.
Научный сотрудник Хвалынского художественно-мемориального музея К.С.Петрова-Водкина Пондина Е.Э.