НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Ретроспектива к 100-летию со дня рождения Григория Козинцева

c 23 по 30 июня 2005Санкт-Петербург
Григорий Козинцев
Время и совесть Григория Козинцева

"Он знает множество вещей и думает много, на множество ладов. Который поток мыслей, из множества существующих, определяет его, трудно сказать. По снобической, аристократической натуре своей, сложившейся в двадцатые годы, он насмешливо-скрытен. Как Шостакович. И Акимов. Но уязвим и раним очень сильно. На удар отвечает он ударом, но теряет больше крови, чем обидчик. Он - помесь мимозы и крапивы".

Так писал о Григории Козинцеве в своих дневниках Евгений Шварц. Козинцев очень любил Шварца, поставил по его сценарию "Дон Кихота", в 60-е годы мечтал экранизировать "Дракона". Но любовь Шварца к бытовым подробностям, пересказывание всяческих сплетен и толков были Козинцеву решительно непонятны: он категорически не принимал таких вещей. И в своих дневниках тоже оставил запись: "Шварц. Соединение Тютчева и "Демьяновой ухи"". Что лишний раз доказывает правоту Шварца.

Один из самых закрытых, сдержанных, корректных людей в советском искусстве, Григорий Михайлович Козинцев узнаваем практически во всех своих работах - как бы ни отличались они друг от друга с эстетической стороны. Вот уж у кого всегда была Своя Тема. Эта тема отчётливо слышна и в эксцентрических мелодрамах 20-х годов, и в соцреалистической сказке о похождениях Иванушки-дурачка, известного зрителям под именем Максим, и в экзистенциальных экранизациях Шекспира и Сервантеса. Эта тема: человек и толпа. Или - человек и власть. Оказывается, что понятия очень близки. Можно вспомнить Пушкина: "Зависеть от царя, зависеть от народа - не всё ли нам равно?". Вот про это - фильмы Григория Козинцева. Недаром, единственная метафора, которая повторяется во многих его картинах на протяжении десятилетий - это шутовской хоровод, плящущий вокруг героя: образ этот есть и в немых фильмах ("Чёртово колесо", "Шинель", "С.В.Д.", "Новый Вавилон"), и в "Юности Максима", и в "Дон Кихоте", и в "Короле Лире".

Такую последовательную исповедальность трудно связать с тем обстоятельством, что начинал Козинцев как стопроцентный формалист. Пора, наконец, реабилитировать этот термин. Честное слово, в нём нет ничего порочного. Любая тема, любая эпоха требует своего собственного метода воплощения в искусстве. И проблема того, как показывать, стоит ровно в той же мере, как и что показывать. В счастливые и сумасшедшие двадцатые годы новому миру требовалось новое искусство, новые формы старого искусства. В первую очередь, это относилось к кинематографу. Самыми яркими и талантливыми формалистами на ленинградской кинофабрике были двадцатилетние Григорий Козинцев и Леонид Трауберг, создавшие легендарный ФЭКС - Фабрику Эксцентрического Актёра. Параллельно с эпатированием публики (знаменитый девиз из Марка Твена: "Лучше быть молодым щенком, чем старой райской птицей" и т.д.), фэксы экспериментировали с жанрами. Что есть "Чёртово колесо" как ни опыт создания уголовой современной мелодрамы? А "С.В.Д." - мелодрамы романтической костюмной? А "Шинель" - опыт перенесения литературного стиля на экран. Лишь в "Новом Вавилоне", картине о разгроме Парижской коммуны, режиссёры отчётливо сформулируют настоящее содержание фильма: краткий миг свободы и цена, которую нужно за это заплатить. И только тут поймут, что об этом и делали все свои фильмы. И тем самым излечатся от формализма раз и навсегда. Несмотря на всю любовь к форме!

Вернее, поймёт это один Козинцев, потому что это - именно его тема. Тогда и начнётся постепенное их расхожение с Траубергом. Позднее Козинцев напишет: "об эстетике мы ещё могли договориться, об этике - никогда". И речь здесь идёт не только о "бытовой" этике, но и об этике творческой. Трауберг всегда воспринимал искусство как плацдарм для экспериментов. Для Козинцева искусство постепенно становилось единственным способом выражения сокровенного. В 30-е и 40-е годы это было всё сложнее и сложнее. И Козинцев принимает решение смелое и беспрецедентное: в начале 50-х он уходит из кино в театр.

Возвращение Козинцева в кинематограф состоялось только после смерти Сталина. За оставшиеся восемнадцать лет он поставил всего три фильма, все три - экранизации. И каждая из них стала событием не только в отечественном, но и в мировом кино. Это "Дон Кихот" (не очень "прозвучавший" на родине, но признанный в Испании лучшей экранизацией Сервантеса всех времён), "Гамлет" и "Король Лир". Говорить о значении последних двух картин в жизни советской интеллигенции нет необходимости.

Любопытный факт: Козинцева, одного из немногих, миновала антисемитская кампания 1949 года по борьбе с космополитизмом. Сам Григорий Михайлович по этому поводу говорил: "брак на производстве". Может быть. Но самое интересное, что Козинцев-то как раз и был главным космополитом в советском кино. Вообще, словосочетание "советкий режиссёр" никак не подходит к Козинцеву. И дело не только в его отношении к системе. Козинцев был космополитом в прямом смысле слова, то есть гражданином мира. Он никогда не вставал ни под какие знамёна. Неспроста лучшие его фотопортреты - в кабинете, на фоне книжных полок. Именно поэтому его шекспироведческие книги и статьи до сих пор переиздаются на всех языках. И поэтому его экранизации до сих пор производят на международных фестивалях и ретроспективах эффект живого, современного кино.

А у нас продолжают спорить о "Гамлете" и "Короле Лире", причём яростных противников картин ничуть не меньше, чем столь же яростных сторонников. Фильмы фэксов с каждым годом вызывают всё больший интерес, причём не только у маститых искусствоведов, но и у молодёжи. Всё чаще цитируют записи из рабочих тетрадей Козинцева, изданные его женой, Валентиной Георгиевной, в сборниках "Время и совесть" и "Чёрное, лихое время...". И, чего уж никто не мог ожидать, время от времени возникает "мода" на самые неизвестные фильмы Козинцева - такие, например, как их последняя совместная работа с Траубергом "Простые люди": картина, о которой сами режиссёры старались не вспоминать.

Поэтому не нужно никаких круглых дат: Козинцев и без того продолжает оставаться в центре художественной жизни. Нет, не в центре - чуть-чуть в стороне, как всегда.

Пётр Багров

Расписание ретроспективы Григория Козинцева к\т "Свет" (Большой пр. ПС, 74)

23.06 в 20-00 Чертово колесо, Шинель, 1926, 128 мин.

24.06 в 18-00 Новый Вавилон, 1929, 120 мин.

25.06 в 18-00 Одна, 1931, 80 мин.

26.06 в 18-00 Дон Кихот, 1957, 110 мин.

29.06 в 20-00 Гамлет, 1964, 140 мин.

30.06 в 20-00 Король Лир, 1969, 134 мин.

www.museum.ru/N22334
Ваше мнение »»



Смотрите также:
    · актуальные: концерты

важные события  x    ?  

новости от 24.08.2024  x    ?  


«Ночь кино» в Музее кино на ВДНХ

Раиса Флоренская. Живопись, графика из собрания Музея священника Павла Флоренского и частных собраний

«Ночь кино 2024» в Псковском музее

Акции «Рисуем вместе» и «Ночь кино» в Пушкинском музее

«Ночь кино» в Мультимедиа Арт Музее, Москва

Выставка "Синтез искусств в дизайне" в Ростовском областном музее изобразительных искусств

"Ночь кино" в Русском музее: новые технологии, секреты реставрации и история творческой династии Маковских

Семейный фестиваль "Открытый урок" в Летнем саду

«Княжество Рязанское» в Зарайске

Всероссийская акция «Ночь кино» в Музее Победы и его филиалах

Алексей Никанорович Комаров. Серия картин о собаках

Шестой международный фестиваль светового и медиаискусства "Ночь света" в Гатчине

Города Георгия Гольца

Взгляд в калейдоскоп. Павел Абрамичев. Галина Додонова

Фестиваль семейного творчества «Пушкинский Петербург» на выставке песчаных скульптур

«Барсучий воин». Таксы в истории, произведениях искусства и наших сердцах

Протоархив. Мутации. Сидур 1924/2024

Выставка "Гоголь. Точки соприкосновения" в Музее-квартире И.И. Бродского

Блокадный дневник архитектора Якова Рубанчика

Выставка «морозного кружева» из Вологды в Музейном центре «Палаты»

Международная конференция, приуроченная к 210-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова

Выставка "Шамбала XXI века" к 150-летию со дня рождения Н.К. Рериха

Бесплотность. Памяти Анатолия Кулакова

Выставка «"…если будет война…". Лермонтов: судьба поэта-воина»

XV Международный экологический фестиваль искусств "КронФест" в Кронштадте

Выставка ''Москва 2024'' в Галерее живописного искусства

Презентация тактильной книги «Каспар Давид Фридрих. “Исполиновы горы”» в ГМИИ имени А.С. Пушкина

Sandbox (песочница) – совместный проект А. С. и Кати Ю в Московском музее современного искусства

Автовыходные в Архангельском

Выставка скульптуры Елены Пасхиной «Сквозь время» в Российской академии художеств

Юбилейный исторический праздник «Воевода Шуйский» в Пскове

Выставка «Свет Хий Морин» в Художественном музее им Ц.С. Сампилова

10 лет интерактивному центру «Познай себя – познай мир» в Дарвиновском музее


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru