Галерея "Ковчег" при содействии Российской Государственной библиотеки представляет выставку из цикла "Незабытые имена": Александр Наумов (1898 - 1928), Лидия Наумова (1902 - 1986) (живопись, графика, театр, плакат). Открытие выставки состоится 20 мая 2005 года в 18.00.
Художник Александр Наумов появился на свет в семье живописца-вывесочника. У отца имелась мастерская в центре Москвы; он также расписывал церкви. В 1911-м Александр Наумов стал студентом Строгановского художественно-промышленного училища, а в 1916-м окончил пять его классов со званием "ученого рисовальщика". Звание давало право на "занятие должностей преподавателя рисования и чистописания в низших и средних учебных заведениях". Наумов учебу на этом не прекратил: с 1916 года он стал заниматься в 6-м классе Строгановки по декоративному делу.
Лидия Жарова родилась в Москве. В 1910 - 1914 годах она училась в Сретенском городском женском училище, потом - на подготовительном отделении Строгановки, куда и поступила в 1915-м. Вскоре после революции Строгановское училище было преобразовано в Первые свободные художественные мастерские. Группа студентов, в составе которой были, в частности, Александр Наумов и Лидия Жарова, организовали "Мастерскую без руководителя". Получив разрешение ректора, молодежь обзавелась собственной печатью, возможностью пользоваться реквизитом, натурой и т. п., а также большим помещением в верхнем этаже того здания, где теперь располагается Архитектурный институт. В апреле 1919 года Наумов стал сотрудником Центрального агентства ВЦИК по снабжению и распространению произведений печати ("Центропечать") и художником-организатором в "Центрагите" - он разъезжал по стране с агитбригадами. В ту пору это была обычная практика для студентов, - например, Лиду Жарову, сокурсницу Наумова, вскоре ставшую его женой, Народный комиссариат по просвещению командировал в Саратов "с целью широкой пропаганды изобразительного искусства и коммунистических идей". Под такой формулировкой скрывалась работа по оформлению зданий и улиц, а также создание плакатов и стенгазет.
В 1922-м, вскоре после окончания учебы, Наумов начал самостоятельную работу: декоратором в рабочем театре имени Сафонова в Рогожско-Симоновском районе Москвы. Ряд постановок был выпущен в его оформлении; это "Золотой Петушок", "Жорж Данден", "Мещанин во дворянстве", "Король-мужик", "Гроза". С октября 1923 года Наумов перешел на работу в Большой театр - помощником Федора Федоровского он принимал участие в постановках "Фауста" и "Лоэнгрина". Последней большой театрально-декорационной работой Наумова стала "Антигона" в Камерном театре (1926). Примерно тогда же Наумов стал заниматься киноплакатом и вошел в число ведущих мастеров этого жанра. Он постоянно стремился находить новые решения, - например, одним из первых использовал рисованный растр как выразительное средство. Нередко художник работал в соавторстве с товарищами по ОБМОХУ (Обществу молодых художников) - братьями Стенбергами и Н. Прусаковым. Занимался Наумов и оформлением книги: им было сделано несколько обложек для издательства ЗИФ ("Земля и фабрика"). Весной 1924 года для Международной выставки печати в Кельне Наумовым были исполнены две оригинальные установки: "Продукция Госиздата" - динамическая конструкция, остроумно и наглядно характеризующая мощь и разнообразие продукции крупнейшего советского издательства, и, совместно с архитектором Теплицким, "Красная Армия и оборона СССР".
Пока Наумов становился заметным плакатистом, работал оформителем и художником-постановщиком, жена-студентка продолжала учебу и подрабатывала вышивкой: в первой половине 1920-х она училась на текстильном и театральном факультетах ВХУТЕМАСа. В 1924 году Лидия Наумова начала заниматься у Весниных, Федоровского и Федотова на театральном факультете и вскоре получила диплом художника-постановщика. В 1925 году у четы Наумовых родился сын. Александр Наумов успел закончить работу по художественному оформлению выставки коммунистической прессы на VI Конгрессе Коминтерна и по декорированию фасада и зала заседаний Дома Союзов. 5 августа 1928 года Наумов трагически погиб: в Анапе он утонул во время купания. Внезапная гибель горячо любимого мужа в корне изменила жизнь Лидии Ивановны; следующим испытанием для нее стала скорая смерть их малолетнего сына. Чтобы найти силы жить дальше, она постаралась с головой окунуться в работу: много занималась оформлением выставочных экспозиций, а в 1938-м на выставке женщин-художников впервые экспонировались ее станковые произведения.
Особая строка в биографии Наумовой - ее творческое сотрудничество с Сергеем Эйзенштейном. Работа над фильмом "Иван Грозный" началась еще до войны. Но оказавшись в Алма-Ате, знаменитый режиссер был вынужден многое начинать заново - в том числе, формировать свою творческую группу. Разработкой костюмов и бутафории для фильма занимался профессор ленинградской Академии художеств Всеволод Воинов, а Наумовой поначалу предлагалось исполнять только завершающую деталировку его исторически документальных эскизов. После смерти Воинова в 1943 году ответственность за костюмы к "Ивану Грозному" полностью легла на Лидию Наумову; сохранились многие ее черно-белые эскизы, красным карандашом размашисто подписанные Эйзенштейном. Впоследствии она оформляла театральные спектакли, работала на съемочных площадках вместе с Леонидом Гайдаем, Михаилом Калатозовым и другими режиссерами. При ее участии созданы фильмы "Идиот", "Летят журавли", "Девчата", "Деловые люди", фильм-опера "Борис Годунов" и многие другие. Впрочем, выставка в "Ковчеге" посвящена, в первую очередь, периоду 1920-1930-х годов.
В подготовке экспозиции принимали участие: Юрий Петухов, Сергей Сафонов, Игорь Чувилин.