5 мая 2005 года в 19.00 С.АРТ галерея приглашает на открытие выставки Алексея Каллима "19.45. Метаморфозы войны".
Выставка Алексея Каллимы, как и многие открытия на кануне праздника Победы, о войне. Но о другой. И дело не только в том, что автор много лет работает с чеченской темой. Эго работа о войне вне побед или поражений. Автор претендует на более глубокий и неожиданный взгляд на это событие, как и подобает современному художнику. Война для Алексея - это в первую очередь
причина метаморфоз. Все вокруг приобретают новые очертания, разделяясь на своих и врагов, героев и предателей etc. А мирный пейзаж принимает облик пугающего места сражения. Алексей, пожалуй, единственный из молодого поколения художников, кто совмещает в своих работах концептуальный замысел и поиск новых художественных средств с умением профессионального рисовальщика.
Для воплощения художественного замысла он вновь использует свою флуоресцентную технику, а поверхностью для рисования опять станут стены галереи. Зрители, пришедшие на открытие, увидят стены дома, оклеенные вырезками из газет, которые можно беззаботно рассматривать и читать ровно до без пятнадцати восемь. В этот символичный, если у Вас электронные часы (19 45) момент ситуация резко изменится, и от праздного любопытства подглядывающего за чужой жизнью туриста не останется и следа. Впрочем, что именно произойдет рассказывать, наверное, не стоит, чтобы окончательно не лишать Вас эффекта неожиданности. Но все же этот трюк - не самое главное. Даже если Вы опоздаете, Вам представится полноценная возможность оценить как идею, так и живописные достоинства произведения.
Альберт Снегирев
Час и минуты, в названии выставки - указание на точное время, когда освещение сменится на фальшивый лунный свет и экспозиция, словно оборотень покажет свое другое лицо. Указания на конкретное время - это попытка придать событию, которому еще только следует произойти, статус прецедентного феномена. Создать событие, описание которого, включая всю сумму произведенных им изменений, оценку их значимости и смысла будет исчерпываться комбинацией знаков времени или даты.
"Сентябрьские события" или шифр 9/11, вошедший в лексикон каждого человека, в любой из стран мира - природу именно этого механизма именования хочет воспроизвести Алексей Каллима. Связь с трагическими терактами лишь в копировании механизма именования и обозначения сконструированного художником события, изменений которым подвергнется его экспозиции в точно указанное время.
Специальный свет и флуоресцирующая краска, ставшие "фирменным приемом" Алексея Каллимы, не выявляет истинное лицо привычных образов и предметов, представших в "новом свете". Объекты легко различимые в обычном освещении трансформируются и мутируют по воле художника, представая в "другом свете".
Так светлая фаза экспозиции не является прямой противоположностью темной. Они не связанны прямым противостоянием. Свет меняется, но не исчезает. "Чеченские боевики" Алексея Каллимы слишком дальние родственники реальных террористов и их медийных отражений, чтобы ставить между ними знак равенства. Они из другого рода синтетических персонажей: выращенные в лабораторных условиях мегаполиса, в тусклом свете мерцающего неона - естественного освещения ареала обитания химер урбанистического фольклора.
Герои Каллимы наделены пластикой Спайдермена, сверхъестественными способностями Человека-невидимки, эти денди из магазинов спортивной одежды в зависимости от ситуации в совершенстве владеют любым арго или диалектом. Главные герои выставки, появляющиеся после смены освещения, существуют в другом измерении - специфическом пространстве личной мифологии художника. Там обитают его персонажи, метафоры, насыщенные символизмом алогичные ассоциативные ряды предельно важные для художника, не отрицающего власть
интуитивного, иррационального над собой. Возможно это тот самый мир "увиденный глазами художника", который, как принято считать, следует искать на холсте живописного полотна. Меняя освещение, Алексей Каллима позволяет зрителю оказаться в этом мире, а не высматривать его сквозь экран картины.
Что находит свое выражение в этом пространстве - критика, ирония или пустое жонглирование образами? Кто эти "чеченцы", Джокеры, лица которых разделены пополам улыбкой и гримасой гнева? Как будет выглядеть экспозиция первые 45 минут после открытия вернисажа, и после 19:45? Что произойдет ровно в 19:45?
Владислав Шаповалов
Выставка продлится до 8 июня 2005 года.