НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

История "Девушки на балконе"

4 мая 2005Саратовская область
Девушка на балконе
Давно было замечено: "Там, где есть хороший местный музей, как-то незаметно складывается и свой местный художественный кружок, выдвигающий иногда художников первоклассного всероссийского значения.

Таких художников дал России Саратов, обладающий прекрасным Радищевским музеем." Так писал летом 1918 года Игорь Грабарь, известный живописец, художественный критик, историк искусства, реставратор и музейный деятель, на страницах сборника "Кооперация и искусство", изданного в Москве в начале 1919 года.

В этом сборнике, вышедшем под эгидой Комитета по охране художественных сокровищ при Совете Всероссийских кооперативных съездов, выступили со своими статьями крупнейшие искусствоведы и художественные критики: Н.Романов, П.Эттингер, А.Чаянов, А.Эфрос. Момент был достаточно тревожным: памятникам культуры при начавшемся хаотическом их перераспределении угрожало немало опасностей. И так понятен пафос тревожной статьи Грабаря "Очнитесь, граждане", которая завершалась призывом: "Собирайте, свозите, охраняйте священное всенародное достояние, устраивайте свои волостные и сельские хранилища-музеи на благо себе, потомству и всей России".

Судя по всему, Комитет по охране художественных сокровищ не присоединился к модному тогда лозунгу "Грабь награбленное!". Видя в пополнении провинциальных музеев произведениями искусства "дело исключительной важности", кооператоры приобретали их на средства специального фонда, созданного "отчислениями отдельных кооперативных обществ". А их закупочной комиссией руководил человек обширнейших знаний и безупречного вкуса, искусствовед и писатель П.П.Муратов.

Несколько произведений зарубежного и русского искусства было передано Комитетом Саратовскому художественному музею. И среди них "Девушка на балконе" В.Э.Борисова-Мусатова. Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (1870-1905) - уроженец нашего города. Когда здесь распахнул свои двери Радищевский музей, ему было 15 лет. Трудно переоценить значение тогдашней музейной коллекции в творческом становлении блистательного живописца, которого справедливо считают родоначальником саратовской школы художников. Но тогдашнее руководство музея не слишком торопилось с признанием его творческих достижений. При жизни художника в музей не попало ни одно из его произведений.

Первая картина Борисова-Мусатова - "Осенний мотив" - поступила в музей лишь в 1910 году как дар вдовы художника. Через два года его сестра предложила музею приобрести три этюда к незавершенной картине "Жатва", материал к которой он собирал в окрестностях Саратова. Это предложение вызвало разногласия внутри педагогического комитета Боголюбовского рисовального училища и Радищевского музея, ведавшего тог- да собирательской деятельностью. Но по счастью, все три этюда остались в музее.

Таким образом, "Девушка на балконе", именовавшаяся тогда этюдом "На террасе", стала пятым произведением Борисова-Мусатова в коллекции Радищевского музея. Посылая этот этюд, Комитет по охране художественных сокровищ просил экспонировать его с подписью: "Народу русскому на благое просвещение - Русская кооперация". Трудно сказать, исполнялось ли когда-либо это пожелание, и работа эта прочно обосновалась в постоянной экспозиции, покидая ее только ради участия в престижных столичных или зарубежных выставках.

В сборнике "Кооперация и искусство" дана лаконичная характеристик этого произведения, подаренного музею его автора: "Начало XX века отмечено значительным расцветом русской живописи. Появляется ряд мастеров, подаривших нашему искусству длинный ряд превосходных творений. Среди тех, кто особенно выделился в эти годы, значится и имя почившего уже Борисова-Мусатова

При всей своей незаконченности этот мусатовский этюд пленяет обычными чарами таланта этого безвременно от нас ушедшего мастера. Прелестна благородная и своеобразная гамма красок холста с ярко освещенной верхушкой дерева на фоне, и тихой музыкальностью веет от замечтавшейся на террасе девушки. Судя по импрессионистической трактовке дерева, этюд, вероятно, был написан в ближайшие годы по возвращении Мусатова из Парижа, то есть в самом начале текущего столетия. "На террасе" предназначена для радищевского музея в Саратове как дань городу, где родился и жил Мусатов".

Безымянный автор обозначил главное: сочетание в этюде натурного и поэтически- условного, подспудный декоративном цвета при видимой импрессионистичности пейзажного фона. Не случайно при взгляде на этот холст вспоминается цветаевское: "День без страсти и без дум. Старинный и весенний..." Ибо сама среда здесь метафоризируется: вневременная "старинность" отрешенно- мечтательной девушки в кринолине и живая конкретика солнечного весеннего дня не спорят между собой. Непосредственность пейзажного видения и ретроспективная "мелодия грусти старинной", столь любимая художником, органически сливаются в его полотне, рождая совершенно особую мусатовскую стилистику, которую не спутаешь ни с чьей.

"В его лиризме исчезает все временное и местное, и поэзия жизненного уклада сменяется чистейшей и тончайшей поэзией душевной жизни", - писал о творческом методе Борисова-Мусатова необычайно высоко оценивший его наследие П.П.Муратов. Действительно, поэтические и скорее даже музыкальные внушения Борисова-Мусатова не терпят "досказанности", топографической или иконографической расшифровки. Это мало что прибавляет к "гипнотизирующему очарованию" (И.Грабарь) мусатовской живописи. Поиски действительных усадебно-парковых ансамблей или реальных прототипов его персонажей важны скорее биографу, Нежели зрителю. Ибо, преображенные его творческой волей, они обретают черты "условно-реальной" усадебности или характерно мусатовской девушки, кочующих из картины в картину.

Скорее, художника заботила созвучность фигур и пейзажного фона. Не случайно своей внеиндивидуальностью они вызывают у некоторых исследователей "представление об "оживших" парковых скульптурах". Одевая их в старинные платья, художник, воскрешая забытое былое, заботится также и об их естественной "вписанности" в пейзаж: "Женщина в кринолине менее чувственна, более женственна и похожа на кусты и деревья", - говорил он своему саратовскому приятелю виолончелисту М.Е.Букинику. Самое главное в картинах Мусатова то, что высвечивается как бы помимо их живописного сюжета, та зримая музыка, которая не поддается словесному определению.

www.museum.ru/N22095
Ваше мнение »»

»»Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева
Адрес:Саратовская область, г. Саратов, ул. Радищева, 39, ул. Первомайская, 75
Проезд:Городским транспортом до ост. "ул. А.Н. Радищева"
Телефоны:(8452) 26-16-06, 26-12-09
сайт:www.radmuseumart.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: другие

важные события  x    ?  

новости от 27.01.2020  x    ?  


Душа дерева. Выставка скульптуры Вячеслава Петухова

Выставка "Шотландские полки Его Величества: к 75-летию Победы"

Суфизм без границ. Накшбандийский шейх Ахмед Гюмюшханеви (1813-1893) и его рукописи

Выставка «Эксперимент» в Калининградском историко-художественном музее

Портрет в перспективе. Собрание Музея В.А. Тропинина на выставке в Воронеже

Юбилейная выставка Анатолия Курникова в Сургутском художественном музее

Зимний бал «Холодная краса» в рамках «Посольских вечеров»

Выставка «Моршанская старина» в Воронежском художественном музее им. И.Н. Крамского

В Музее мостов стартует новый выставочный проект «Мосты блокадного Ленинграда»

Выставка «Иллюстрации к трагедии А.С. Пушкина "Моцарт и Сальери"» в Орле

Электронная выставка «Они жили в Ленинграде» в Музее-усадьбе Г.Р. Державина

Выставка «Оружие Победы» в Прокопьевском городском краеведческом музее

В Софии открылась выставка «Русская зима. Очарование праздников в Коломенском»

«Границы облака». Выставка видеоарта в Галерее-мастерской «ГРАУНД Солянка»

Анна Третьякова. Метафлора

Выставка "Юрий Пенушкин. Всё драгоценно в этой жизни" в Старой Ладоге

Специалисты Дарвиновского музея "оживили" неандертальца с помощью современных технологий

День эволюции в Дарвиновском музее

Персональная выставка Димы Филиппова «В поисках слона»

Выставка "Совы" в Дарвиновском музее

Фотосессия в духе ХХ века

Галопом по Европам

Фальк, Машков, Кузнецов. Круг художников поставангарда 1920–1960-х гг.

Выставка "Сергей Сапожников" в Новой Третьяковке

"Без дублера". Выставка-посвящение Николаю Караченцову в Бахрушинском музее

"Ночь идей" в Пушкинском музее

Выставка Анастасии Славновой "L`amour"

Выставка "Серенький козлик и сорок мурлык" в Угличском музее

«Здесь по заре и звездам я школу проходил…»


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2020 Museum.ru