НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

"Для выполнения валютного финплана". К 120-летию Радищевского музея

17 апреля 2005Саратовская область
Исторический корпус музея по ул. Радищева, 39
1930-й год начался в Радищевском музее, который в официальных бумагах стали именовать художественным отделом Нижнее-Волжского Краевого музея, с тревожных событий. В марте в Саратове приехали сотрудники Эрмитажа С.Н.Тройницкий, В.Ф.Левинсон-Лессинг и эксперт Э.И.Богнар.

Эта тройка именовалась ударной правительственной бригадой. По поручению конторы Госторга СССР по скупке и реализации антикварных вещей "Антиквариат" они должны были произвести отбор и оценку произведений из музейной коллекции для дальнейшей передачи их "Антиквариату".

Результатом работы стал приказ из 26 пунктов. "Пункты", в которых значились произведения из первоначальной боголюбовской коллекции, живопись и графика, поступившие из частных собраний, тянули на сумму 67 400 рублей. Гравюры Дюрера, "Пейзаж с хижинами" голландца Ван Гойена, рисунки и акварели французов Фрагонара, Беланже, Девериа…

Вскоре изъятия повторились. Госфонд забирал изделия из золота, серебра, бронзы, ковры.

Экспонаты уходили на зарубежные аукционы, чтобы принести стране средства для разворачивающейся индустриализации. Распродажа коснулась столичных музеев и, в первую очередь, Эрмитажа, принеся невозвратимые потери коллекциям и немалые нравственные испытания людям, которые участвовали в происходившем. Ведь речь шла не о перераспределении экспонатов между музеями и городами, которое в 1920-е годы было обычным явлением. Теперь для выполнения валютного финплана государство продавало то, что по закону должно было охранять. Уникальные произведения порой "заказывались" известными зарубежными коллекционерами, а качество выброшенного на рынок было столь высоко, что изъятия из провинции не находили покупателей.

После аукционов 1931-1932 годов в Лейпциге и Вене часть "нерентабельных для реализации" вещей вернулась в Ленинград. Среди них были и произведения из Радищевского музея. Они остались в Эрмитаже, только "Замок Пьерфон" Камиля Коро возвратился обратно в 1965 году.

На всероссийской конференции музейных работников 1930 года была поставлена задача превращения музеев в "культпросветкомбинаты", в которых образование и просвещение заменяла пропаганда и агитация. Возникло понятие - "советский художественный музей". Первое определение требовало, чтобы экспозиция строилась по социологическому методу.

В Радищевском музее готовились показать "Западноевропейскую живопись и художественное производство XI-XVII веков, эпохи феодализма и торгового капитала" и "Русскую живопись торгово-промышленной эпохи в России в XIX веке". Однако в мае 1930 художественный отдел Нижневолжского краевого музея сильно потеснили. В залы первого этажа был перемещен историко- революционный отдел.

Такое соседство ко многому обязывало, поэтому для уяснения идеологических задач и "ознакомления с методами экспозиции художественных музеев" Александра Петровна Ручьева, новый заведующий, и научный сотрудник Наталья Оболенская были специально посланы в Москву.

Предлагавшиеся методы были грубоваты, зато политически безупречны. Так были созданы экспозиции "Религиозная и мифологическая живопись Западной Европы в эпоху феодализма и торгового капитализма", "Живопись буржуазии в Голландии XVII века". Если сами картины недостаточно убедительно рассказывали о классовом сознании, в ход шли подробные этикетки, пояснительные тексты, диаграммы.

Дела в музее откровенно не ладились. "Немарксистские специалисты" А.В. и В.В.Леонтьевы, с трудом откликавшиеся на политические смены вех, составляли карточки на произведения музейной коллекции, регулярно занимались фотосъемками отдельных экспонатов и решать идеологические задач никак не могли.

Летом 1932 год директор Нижнее-Волжского музея П.С.Рыков, сделал заведующим Николая Михайловича Евдокимова, выпускника художественного училища, которого всего год назад взяли на должность экскурсовода. Назначение оказалось неудачным, не сдав, как положено, музейной документации, не поставив никого в известность, Евдокимов в средине 1933 года уехал из Саратова. Неожиданно образовавшуюся вакансию заняла Н.И.Оболенская.

Елена Савельева

www.museum.ru/N21857
Ваше мнение »»

»»Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева
Адрес:Саратовская область, г. Саратов, ул. Радищева, 39, ул. Первомайская, 75
Проезд:Городским транспортом до ост. "ул. А.Н. Радищева"
Телефоны:(8452) 26-16-06, 26-12-09
сайт:www.radmuseumart.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: конкурсы

важные события  x    ?  
новости от 12.12.2019  x    ?  


Политехнический музей объявил дату открытия

С. Клычков. Ключи к пониманию мира

Выставка "Тайный шепот тихих улиц…"

Великие кутюрье ушедшей эпохи. Фотографии Владимира Сычёва

Выставка «При свете восковых свечей» в Ратной палате

50 добрых дел к 50-летию Иркутского музея декабристов

Выставка «Валаам. Пространство вне времени»

Сальвадор Дали. Магическое искусство. Выставка в Центральном выставочном зале "Манеж", Москва

Выставка "Дым и шоколад"

Открытие Первой московской галереи восточной живописи и дебютной экспозиции китайской живописи

По следам биеннале: Малые города Урала приглашают принять участие в "Лаборатории индустриальности"

Выставка "Ах, карнавал!" в Музее ивановского ситца

Объявлены Лауреаты премии "Театральный роман"-2019

Детская новогодняя выставка «Взрослой быть я не хочу»

Сэрэнжаб и Индира Балдано – продолжение традиций

Выставка Владлена Гаврильчика в Музее нонконформистского искусства

Девятые шёгреновские чтения в Российском этнографическом музее

Выставка «Восток есть Восток»

Семинар "Современный архитектор и наследие" в Школе наследия

Выставка «Внутренняя Таруса» в Доме-музее Марины Цветаевой

Проект "Атлас ВМаяковский" в Музее-мастерской Анны Голубкиной

Выставочный проект "Лабиринты анимации" в 5-й башне Измайловского Кремля

Спектакли Мелиховского театра «Чеховская студия». Декабрь

Арт-мастерская для детей в музее "Квартира Г.М. Кржижановского"

Выставка «Исаакиевский собор. Три века в сердце Санкт-Петербурга» в Ростове-на-Дону

Брунов. Путешествие в Византию

Выставка скульптуры "Когда дерево станет камнем" в Мастерской Аникушина

Таня Ахметгалиева «В моем доме две двери»

"Руссо-Балт". Первый. Легендарный

Выставка «От серьезного до курьезного» во Всероссийском музее А.С. Пушкина


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru