НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Искусство тревоги и радости. 60-летию Великой победы посвящается

c 14 апреля по 14 мая 2005Саратовская область
Художественно-мемориальный музей К.С. Петрова-Водкина
Хвалынский художественно-мемориальный музей К.С.Петрова-Водкина (филиал Радищевского музея) располагает коллекцией живописных и графических произведений, создававшихся как в годы Великой Отечественной войны, так и после её окончания, посвящённых подвигу народа.

14 апреля в галерее открывается выставка "Искусство тревоги и радости", где будет представлена эта коллекция.

В произведениях, посвящённых военной теме достаточно ясно прослеживается процесс углубления творческих задач - от накопления и воссоздания непосредственных наблюдений к ёмким художественным обобщениям. С течением времени репортажные, часто документально точные "срезы" военной действительности постепенно уступали место тематическим картинам.

Особый интерес для нас, без сомнения, представляют работы, появившиеся в первые месяцы войны. Музейная статистика зафиксировала тот факт, что в художественной практике тогда преимущественное распространение получили графические искусства: плакат, газетный рисунок, журнальная карикатура стали самыми массовыми его видами.

На выставке представлены два рисунка В.С. Резникова, выполненные по натурным кубанским впечатлениям тушью и пером "Набег" и "Эпизод войны". В этих рисунках раскрывается тема непримиримого столкновения двух идеологий и той цене, которую приходилось платить ради приближения победы. К 1942 году относятся листы замечательного ленинградского графика С.Б.Юдовина из серии "Ленинград в дни Великой Отечественной войны", созданная в осаждённом городе в первые месяцы блокады. Скорбная красота героического города, его трагедия и жизнестойкость продиктовали художнику величественный строй ксилографий, чья аскетичная чёрно-белая гамма усилила и углубила эмоциональность художественного образа, придав ему звучание реквиема и гимна. К этому же году относится литография А.Л.Каплана "Разрушенный дом". Из дымчатой, всё окутывающей тональной среды, из её сгущений и разрежений возникает образ - ожившие воспоминания художника о пережитых днях блокады.

К живописи в дни войны даже живописцы по призванию обращались значительно реже. Поэтому музейные собрания живописи того времени малочисленны: этюдного материала - и того сохранилось немного, картины же - вообще редкость. Тем большей историко- художественной ценностью обладают полотна П.В.Кузнецова "На Пресне в годы войны" и Е.М.Бебутовой "Ночной патруль", на которых переданы тревожные дни в Москве в 1941 году, когда враг подошёл к столице. Всё в них говорит о затаённой тревоге, о драматически напряжённом ожидании чего-то неумолимо надвигающегося, несущего с собой угрозу. Выразителен и эмоционально насыщен холодный синий и фиолетовый цвет морозной ночи в "Ночном патруле".

Есть основания утверждать, что лишь одному жанру живописи, портретному, не пришлось брать длительного "разбега". Уже в 1948 году появились замечательные портрет Г.Я. Мельникова "Портрет генерал- лейтенанта Пархоменко", в котором художника интересовала целостность волевой натуры, готовность к подвигу. В 1946 году был создан П.В.Кузнецовым "Портрет Героя Советского Союза", психологическая характеристика которого отмечена признаками типизации. Художника интересует реальный облик, вобравший в себя лучшие черты советских людей - победителей. Может быть, неслучайно художник не оставил имени изображённого: он искал обобщённый образ героя, исполнившего свой гражданский долг.

Образы народных мстителей - партизан, созданные непосредственно в партизанском отряде Г.П.Егорычевым стали яркими свидетельствами высокого морального духа народа. Это живописная биография героического поколения советских людей, ковавших победу над врагом далеко от линии фронта.

В послевоенные годы продолжала разрабатываться тема "человек на войне и в тылу". В произведениях, появившихся в первые годы войны, преобладали изображения людей, наделённых суровой сосредоточенностью, предельной концентрацией духовных сил. Но чем ближе становилась победа, тем большей внутренней раскрепощённостью, открытостью чувств характеризовался психологический облик советского человека на полотнах живописцев, как, например, в картине П.П Блока "Фронтовая баня" или В.И.Романова "Солдатский час". На полотнах переданы моменты короткого отдыха, передышки перед боем, редкие часы затишья. Нет, это не было проявлением какой-либо расслабленности: просто волевые, закалённые в боях и тяжелейшем труде люди в предчувствии долгожданной победы испытывали законную радость. Изменялся и общий интонационный строй искусства: к концу войны в нём явственно зазвучали мажорные ноты. Перед картиной саратовского художника В.И.Романова "Солдатский час" вспоминается герой поэмы А.Т.Твардовского Василий Тёркин - молодой солдат с добродушным лукавым лицом, в нём чувствуется ловкость, острая смекалка, житейский опыт. Его образ - синтез всего лучшего, светлого, чистого, что присуще русскому солдату. Такой "парень хоть куда, в каждой роте есть всегда, да и в каждом взводе".

Если в картине Ю.А.Дряхлова "Победители" ещё царит атмосфера предчувствий приближающегося долгожданного конца войны, то цветная литография А.Ф.Пахомова "Снова дома" и "Салют на Красной площади" П.В.Кузнецова, созданные в победном 1945 году, как бы ставят триумфальную точку в грандиозной эпопее и придают внутреннюю завершённость выставке, посвящённой 60-летию Победы.

Бородина В.И.

www.museum.ru/N21823
Ваше мнение »»

»»Художественно-мемориальный музей К.С. Петрова-Водкина
Адрес:Саратовская область, г. Хвалынск, ул. Ленина, 89 (Галерея), ул. Ленина, 208 (Дом-музей К.С. Петрова-Водкина)
Проезд:Автобусы: "Саратов-Хвалынск", "Балаково-Хвалынск", "Сызрань-Хвалынск". Внутри города - авт. №1 до ост. "Галерея" или "ул. Потемкина"
Телефоны:(84595) 21-094, 22-027
сайт:radmuseumart.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 24.08.2024  x    ?  


«Ночь кино» в Музее кино на ВДНХ

Раиса Флоренская. Живопись, графика из собрания Музея священника Павла Флоренского и частных собраний

«Ночь кино 2024» в Псковском музее

Акции «Рисуем вместе» и «Ночь кино» в Пушкинском музее

«Ночь кино» в Мультимедиа Арт Музее, Москва

Выставка "Синтез искусств в дизайне" в Ростовском областном музее изобразительных искусств

"Ночь кино" в Русском музее: новые технологии, секреты реставрации и история творческой династии Маковских

Семейный фестиваль "Открытый урок" в Летнем саду

«Княжество Рязанское» в Зарайске

Всероссийская акция «Ночь кино» в Музее Победы и его филиалах

Алексей Никанорович Комаров. Серия картин о собаках

Шестой международный фестиваль светового и медиаискусства "Ночь света" в Гатчине

Города Георгия Гольца

Взгляд в калейдоскоп. Павел Абрамичев. Галина Додонова

Фестиваль семейного творчества «Пушкинский Петербург» на выставке песчаных скульптур

«Барсучий воин». Таксы в истории, произведениях искусства и наших сердцах

Протоархив. Мутации. Сидур 1924/2024

Выставка "Гоголь. Точки соприкосновения" в Музее-квартире И.И. Бродского

Блокадный дневник архитектора Якова Рубанчика

Выставка «морозного кружева» из Вологды в Музейном центре «Палаты»

Международная конференция, приуроченная к 210-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова

Выставка "Шамбала XXI века" к 150-летию со дня рождения Н.К. Рериха

Бесплотность. Памяти Анатолия Кулакова

Выставка «"…если будет война…". Лермонтов: судьба поэта-воина»

XV Международный экологический фестиваль искусств "КронФест" в Кронштадте

Выставка ''Москва 2024'' в Галерее живописного искусства

Презентация тактильной книги «Каспар Давид Фридрих. “Исполиновы горы”» в ГМИИ имени А.С. Пушкина

Sandbox (песочница) – совместный проект А. С. и Кати Ю в Московском музее современного искусства

Автовыходные в Архангельском

Выставка скульптуры Елены Пасхиной «Сквозь время» в Российской академии художеств

Юбилейный исторический праздник «Воевода Шуйский» в Пскове

Выставка «Свет Хий Морин» в Художественном музее им Ц.С. Сампилова

10 лет интерактивному центру «Познай себя – познай мир» в Дарвиновском музее


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru