НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Сокровища Арахны

c 4 апреля по 4 мая 2005Удмуртская Республика
Гобелен ''Просторы''
Картина-вышивка ''Дама с собачкой''. Автор: Л.Пойлова
Гобелен ''Натюрморт''
Гобелен ''Древо Жизни''. Автор: Т.Глазова
Гобелен ''Тройка''
С 4 апреля по 4 мая 2005 года Историко-культурный музей-заповедник УР "Иднакар" приглашает посетить выставку "Сокровища Арахны".

На выставке представлены фабричные гобелены и гобелены ручной работы Глазовой Татьяны "Древо жизни", Главатских Марии "Пейзаж", а также картины вышивки Пойловой Людмилы ("Дама с собачкой", "Аленький цветочек", "Цветы в вазе", "Княгиня" и др).

Выставка "Сокровища Арахны" посвящена ткачеству, вышиванию и изготовлению гобеленов.

Большинству достижений современной цивилизации предшествует непрерывная цепь изобретений, начало которой сокрыто в глубокой древности.

Ткачеству предшествовало плетение. Материалом для плетения древним людям служили лубяные волокна, стебли или меховые полоски и даже человеческий волос. Ткачество появилось, когда на смену коротким волокнам и шнурам пришли тонкие длинные нити.

Для прядения надо, чтобы полученные волокна были постоянно натянуты и при этом сплетались в тонкую нить. Так появилось приспособление, которое мы сегодня называем веретено. Изобретение веретена явилось величайшим открытием каменного века.

Прядение стало одним из специфических женских занятий, а веретено - непременной принадлежностью женщины. С течением жизни женщина приобретала навыки, позволявшие ей прясть даже на ходу, например, в дороге или присматривая за скотиной. Древний обычай, предписывавший собравшимся вместе женщинам заниматься рукоделием, дошел вплоть до европейских салонов нового времени. Этот же обычай известен в европейских и русских деревнях, где женщины и девушки вечерами собирались на посиделки, во время которых они не только занимались работой, но и развлекали себя разговорами, песнями и заводили знакомства с молодыми людьми. Так что посещение подобных посиделок приводило не только к выполнению однообразной работы, но и к успешному замужеству. Точно так же и в древней мифологии нить связана с темой человеческой судьбы, а пряха становилась хозяйкой судьбы. Таковы, например, древнегреческие мойры или скандинавские норны, которые определяли судьбу человека, плели нить его жизни и в нужный момент обрывали ее.

Ткачество было изобретением женщины. Лишь начиная со времени более поздних культур, когда наметилось уже обособление ремесла, ткацкое искусство стало достоянием мужчин.

Свою форму ткацкий станок заимствовал у рамы для плетения с ее параллельно расположенными нитями основы, через которые пропускается рабочая нить, или уток. Современные мастерицы используют подобную раму для создания гобеленов.

Гобелен - тканная безворсовая картина (шпалера). Гобеленами декоративные ткани стали называть после того, как в Париже открылась Королевская мануфактура в 1662 г. Мастерская располагалась в квартале Гобеленов - красильщиков тканей, работавших там еще в XV в. Термин "шпалеры" сохранился для названия более ранних ковров, изготовленных в данной технике.

В западную Европу художественное ткачество пришло с мусульманского Востока через мавританскую Испанию. Наиболее ранней из сохранившихся до наших дней считается шпалера, вытканная в XI веке рейнскими мастерами. Первые шпалеры, как и фрески, создавались по заказу церкви (иногда по личному заказу епископа) на исторические или библейские темы. В Западной Европе в холодных каменных замках шпалеры не только придавали нарядный вид помещениям, но и помогали сохранять там тепло. Изготовление шпалер было делом очень дорогим, поэтому позволить себе приобрести ковры-картины могли только члены королевских семей и богатые феодалы, которые нередко при своих замках организовывали специальные "шпалерные" мастерские.

Шпалеры заказывались сериями, в которых насчитывалось иногда до 12 и более ковров, объединенных общей темой (чаще всего для шпалер использовались библейские и исторические сюжеты, сцены из жизни знатных сеньоров, а также пастухов и пастушек на лоне природы).

С конца XIV века шпалера прочно вошла в убранство интерьеров, стала неотъемлемым элементом украшения балконов, окон, стен домов во время торжественных празднеств и процессий, трибун для зрителей на рыцарских турнирах. Шпалерное ткачество превратилось в одну из важнейших отраслей художественного ремесла. Создавались уже не отдельные мастерские, а крупные мануфактуры. Автор-живописец создавал эскиз картона будущей шпалеры, специалист-картоньер тщательно выполнял его в величину произведения, а мастер-ткач переводил картон в текстильный материал.

В разное время многие центры шпалерного ткачества оспаривали пальму первенства. В XIV веке ведущим был Париж, затем Аррас. В XV веке - Аррас и Турне. Потом - города в бассейне реки Луары. В XVI веке - Брюссель, Антверпен, Ауденарде - во Фландрии, Феррара и Флоренция в Италии. В XVII - XVIII блистала королевская мануфактура в Париже, в Бове. Лучшими среди европейских мануфактур до конца XVIII века оставались фламандские и французские, каждый центр специализировался на своей технике ткачества. Первый гобелен на Руси появился в XVII веке. Русскому монарху Алексею Михайловичу подарил картину-ковер французский посол. Однако реальное производство гобеленов было налажено по указу императора Петра I только в начале XVIII века. Именно тогда в Петербурге начала работать шпалерная мануфактура, где производство налаживали парижские мастера.

Следует заметить. Что русский гобелен идет от фрески, традиций древней монументальной живописи, в этом его отличие, например, от текстиля Латвии, где преобладают народные традиции ткачества. Для украшения царских дворцов Петербургская шпалерная мануфактура создала множество роскошных декоративных и сюжетных композиций. Особое внимание Петербургская мануфактура уделяла такому редкому жанру, как портрет. Известно, что на заказ были вытканы портреты Петра I, Елизаветы, Екатерины II и других известных вельмож.

Постепенно техника исполнения гобеленов настолько выросла, что тканые ковры стали мало отличаться от картин живописных. Отчасти из-за этого гобелены утратили свое очарование как уникальный вид прикладного искусства. И к XIXвеку шпалерное ткачество приходит в упадок: все чаще повторяются сюжеты, падает техника.

Новый этап в жизни гобеленов возник уже в XX веке, когда Европа открыла для себя оригинальных и самобытных художников Азии, Африки, Латинской Америки.

www.museum.ru/N21713
Ваше мнение »»

»»Историко-культурный музей-заповедник Удмуртской Республики "Иднакар"
Адрес:Удмуртская Республика, г. Глазов, ул. Советская, 27
Проезд:Автобус "Ижевск-Глазов", поезда: №219 "Казань-Киров"; №153 "Ижевск- Ст.Петербург"; №687 "Ижевск-Яр". По городу: от ж/д и автовокзала - авт. №№ 2, 4 до ост. "ДК "Россия"; авт.№№ 1, 3 до ост. "ГУМ"
Телефоны:(34141) 3-55-33, +7 (912) 443-77-66 (экс. бюро)
сайт:idnakar.glazov.net
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 25.05.2019  x    ?  


500 лет Тульскому кремлю. Выставка в Государственном историческом музее

День Петра Великого в Коломенском

«Тридцать три звука» на площади у Манежа, С.-Петербург

Работы М. Шагала и К. Малевича вновь на постоянной экспозиции Русского музея в корпусе Бенуа

Программа работы ГМИИ им. А.С. Пушкина в рамках фестиваля "Интермузей-2019"

Российской национальной библиотеке - 224 года!

Бахрушинский музей привезет на "Интермузей" четырехметрового носорога

В северной столице Коломенское покажет шедевры миниатюрной иконописи

Персональная выставка Юрия Юрасова «Русский проект»

Вечер памяти художника и писателя Алексея Смирнова

"Магический хрусталь" в Государственном комплексе "Дворец конгрессов"

Праздничная программа Государственного исторического музея ко Дню защиты детей

Музей АРТ4 представляет выставку "Идеальная коллекция"

Поэтический флешмоб «Павловск. Сирень»

Витольд Крассовски. Во все глаза

Фотоэстафета. От Родченко до наших дней. Выставка в Ярославском художественном музее

Пленники Сириуса. Путешествие в Страну догонов

Выставка «Из истории женского движения в России» в Музее Серебряного века

Путями Н.К. Рериха. Псковское ожерелье

Музеи Московского Кремля примут участие в Garage Art Book Fair

„Богатырь” из Абрамцева. К 150-летию со дня рождения Андрея Мамонтова (1869–1891)

Дивное дикое поле. Выставка в Доме-музее скульптора-академика А.М. Опекушина

«Дело мастера боится» - выставка работ сибирских мастеров художественной обработки дерева

Выставка «Мосты, объединяющие нас» в Саратовском областном музее краеведения

Об истории и курортных традициях Санкт-Петербурга

Выставка «Санкт-Петербургская губерния в фотографиях 1860-1910-х годов» из собрания Русского музея

Фотовыставка «Счастье, проходящее мимо» в Художественном музее Алтайского края

Выставка "О рыбаках и рыбке" в Дарвиновском музее

Андре Кертеш. Сигетбече – исток моего искусства

Выставка «Пастор и Книга» в Музее истории религии


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru