"Бывают периоды, когда памятники прошлого ненавидят так же сильно, как реальных противников. Памятники же прошлого молчат - в отличие от людей их речь слышна только тем, кто их любит, и тем, кто их ненавидит, и совершенно не слышна равнодушному большинству, которое могло бы их защитить". А.И.Комеч, доктор искусствоведения (предисловие к каталогу выставки "Памятники культуры - жертвы человеческой ненависти").
25 марта в 16.00 в лекционном зале Псковского музея-заповедника состоится открытие выставки "Памятники культуры - жертвы человеческой ненависти".
Выставка подготовлена Всероссийской государственной библиотекой иностранной литературы им. М.И.Рудомино в рамках проекта "Институт толерантности" (http://www.tolerinst.ru) и состоялась уже во многих городах России и за рубежом.
Институт толерантности ВГБИЛ им. М.И.Рудомино является преемником программного направления "Толерантность" Института "Открытое общество", деятельность которого была завершена в 2002 году.
На выставке представлено 60 фотографий, демонстрирующих, как конфликты, возникающие между людьми, пагубно отражаются на судьбе памятников культуры. Данный выставочный проект задуман как развивающийся за счет пополнения региональными российскими материалами.
Хронология разрушений - от Древнего Египта и Карфагена до наших дней. География - практически все континенты. Организаторами выставки не ставилась задача показать максимально полно все самые страшные примеры вандализма или военные потери. Вошли те памятники, которые были уничтожены не в результате случайного попадания бомбы, или когда целью были люди, а те, над которыми сознательно надругались за то, что они были выражением идеалов чужой культуры.
Многие страны, считающие себя "цивилизованными", уничтожали и продолжают уничтожать мировое культурное наследие. За страшными преступлениями против культуры часто стоит простой и банальный финансовый интерес. Сочетание власти, денег и невежества современных чиновников оказывается для памятников прошлого губительнее, чем вандализм иноземных завоевателей.
Организация подобного выставочного проекта на Псковщине представляется нам сейчас крайне необходимой, т.к. последние десятилетия показали нам, что самый действенный способ разрушить памятники культуры - это не замечать их существования.