25 марта в 18.00 2005 года Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Федеральное агентство по культуре и кинематографии РФ, Министерство культуры Польши, Государственный центр современного искусства, Москва, Россия, Центр современного искусства "Уяздовский замок", Варшава, Польша, ГМВЦ "Росизо", Институт Адама Мицкевича приглашают на открытие международного выставочного проекта "Москва-Варшава/ Warszawa-Moskwa.1900-2000".
Кураторы: Ирина Горлова, Михаил Миндлин, ГЦСИ, Москва; Ева Гожондек ( Ewa Gorzadek), Стах Шабловский (Stach Szablowski), Уяздовский замок, Варшава.
Выставка открыта с 26 марта по 1 мая 2005 года.
Осуществляется под патронажем Президента Российской Федерации Владимира Путина и Президента Республики Польша Александра Квасьневского.
Выставка "За красным горизонтом" реализуется Государственным центром современного искусства совместно с Центром современного искусства "Уяздовский замок" в рамках масштабного международного проекта "Варшава-Москва.Warszawa-Moskwa". Выставка с успехом прошла в Варшаве с 29 ноября 2004 года по 23 января 2005 года и стала значительным явлением культурной жизни Польши. За время ее проведения экспозицию увидело более 70 тысяч человек, что беспрецедентно много для Варшавы. Выставку, посетил президент Александр Квасьневский, подтвердив своим визитом значимость этого события для страны.
Экспозицию в Центре современного искусства "Уяздовский замок" посмотрело огромное количество зрителей. Такого количества зрителей не было ни на одной из выставок современного искусства за все время существования Центра.
Московский вариант выставки пройдет в двух зданиях Государственного центра современного искусства с 26 марта по 1 мая 2005 года.
Одной из важных задач проекта является исследование пересечений творческих направлений и художественных практик художников обеих стран в период их активной интеграции на международную художественную сцену. Необходимым в контексте данного проекта является демонстрация особенностей развития российского и польского искусства в начале XXI века, обозначение смены приоритетов. Интерес польских и российских художников к социальному контексту и проблемам телесности, самоидентификации художника в обществе в творчестве новой волны сменяется желанием адаптироваться в окружающей действительности, использовать язык масс-медиа, знаков реальности для создания произведений, сливающихся или контрастирующих со средой.
На выставке представлены работы последних пяти лет авторов разных поколений, однако, основное внимание уделено молодому искусству, художникам, которые начали активно работать именно в последние годы. Кураторам удалось создать многозначную, многосложную экспозицию, вовлекающую зрителя в творческий процесс познания. Помимо основной экспозиции, выставка включает в себя ретроспективную часть, документацию художественной жизни Польши и России с начала 90-х годов. В формате видео и слайд-шоу зритель получает возможность ознакомиться с "предысторией" новейших процессов в искусстве обеих стран, с наиболее значимыми событиями и фигурами 90-х.
Экспозиция включает в себя восемь основных тематических разделов, состоящих из интерактивных инсталляций, видео, объектов, живописи, графики, фотографий.
1. Постперестроечный ландшафт (Пейзаж после перестройки). Новое социальное пространство: рынок, территория капиталистической экономики, виртуальный мир, рекламный рай. Сергей Братков, Ирина Корина, Олег Кулик, Гагарин, Дмитрий Гутов, Керим Рагимов, Наталья Стручкова, Дмитрий Шубин, Ольга Чернышева, Рафал Буйновский, Марчин Мачиевский, Петр Виржиковский, Рафал Якубович, Доминик Лейман, Ядвига Савицкая, Роберт Румас, Группа "Творчество".
2. Государство: политика, патриотизм, власть. Виктор Алимпиев, Марианн Жунин, Сергей Братков, Юрий Васильев, Алексей Калима, Георгий Острецов, Куба Банковский, Войцех Засадни, Гжегож Кламан, Лешек Кнафлевский, Томаш Козак, Анна Коник.
3. Новый дух в новом теле. АЕС, Владислав Ефимов, Аристарх Чернышев, Олег Кулик, Андрей Устинов, Сергей Шутов, Куба Банковский, Каролина Высоцкая, Агнешка Калиновская, Ярослав Козакевич, Лаура Павела, Хьюберт Черепок.
4. Эстетический багаж. Традиции, инспирации, вдохновение. Эго-мифо-мания. Георгий Гурьянов, Владимир Дубосарский - Александр Виноградов, Валерий Кошляков, Александр Петлюра, Леонид Тишков, Владислав Мамышев-Монро, Анна Баумгарт, М.Гомулицкий, Сюзанна Жаннин, Р.Мачиечук, А.Нестерович.
Польская пресса о выставке.
…Ознакомится с экспозицией следует, задавшись вопросами: что молодые авторы обеих стран сделали с внезапно обретенной свободой? Как, с их точки зрения, выглядит "ландшафт после трансформации", какая его часть является общей для двух народов и где они расходятся?.. Странным образом обретение свободы привело к практически полному исчезновению культурного взаимообмена. Несмотря на то, что никаких формальных преград для такого обмена нет, мы знаем друг о друге меньше, чем 20 лет назад. Посетив Уяздовский замок, можно хотя бы частично восполнить этот пробел… (Петр Сажиньский. Polityka, 04.12.04)
…Большая сила выставки "За красным горизонтом" - в столкновении работ польских и российских художников, климатически близких и затрагивающих схожие проблемы… (Агнешка Ковальская. Gazeta Wyborcza, 30.11.04)
…Предлагаю вам путешествие: сначала выставка в Захенте, охватывающая сто лет польско-российских артистических контактов (1900-2000), а затем - прогулка до Уяздовского замка, где мы обнаружим работы польских и российских художников последних лет. Обе выставки организованы в рамках Года России в Польше; предполагается, что выставка в замке должна стать продолжением выставки в Захенте. Но как отличны они! "За красным горизонтом" по отношению к "Варшава-Москва" - это вечер в клубе "Пекарня" и университетская лекция. На лекции обязательно нужно присутствовать, но удовольствие мы получим именно в клубе… (Агнешка Ковальская. Gazeta Wyborcza, 26.11 - 02.12.04)
…Столкновение художников демонстрирует общность того, что они хотят сказать. Оно показывает, как много между ними сходств и аналогий. Эти сходства и аналогии можно обнаружить как в подходе к традиции, в репертуаре используемых визуальных форм, так и в затрагиваемых темах… (Polityka)
…Творчество молодых, внимательных наблюдателей, которые могут мыслить, анализировать и неограниченно комментировать. Иногда мы с ними согласны, иногда - нет. Знаком качества искусства является умение вступить в диалог со зрителем. На выставке в Центре Современного Искусства этого умения достаточно. (Warszawski Informator Kulturalny)
…Это первое организованное с таким размахом столкновение наиболее актуальных артистических тенденций двух стран… (Анна Бернат. Zycie, 02.12.04)
…Польское искусство спокойно рефлексирует над эстетикой. В России эстетика имеет второстепенное значение. Поляки говорят о языке искусства. Россияне - о том, что из отрубленной головы всегда льется кровь. (Дорота Ярецкая. Gazeta Wyborcza)
…"За красным горизонтом" - это не только презентация актуальной артистической ситуации, но также - и прежде всего - попытка обрисовать внешний вид современных Польши и России - стран, прошедших бурные политические, культурные и экономические преобразования, перемены, из которых вытекают новый ландшафт и новое общество… (Aktivist, XII.04)
…Выставляться вместе с Москвой модно. В свое время во Франции произвела фурор выставка "Париж-Москва". Потом были "Берлин-Москва 1900-1950" и вторая часть "Москва-Берлин 1950-2000".Может, Варшава и не Париж и даже не Берлин, но это не означает, что она не сможет составить с российской столицей артистический дуэт… (Стах Шабловский)