На протяжении уже более четырех лет федеральные органы по управлению имуществом пытаются выселить Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства из исторического здания, расположенного по адресу Делегатская улица, дом 3. В свое время в музее пытался устроить себе резиденцию широко известный политик Павел Павлович Бородин, однако тогда музей удалось отстоять. Как показало время, органы исполнительной власти не оставляют свои притязания на здание музея.
На днях Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом в лице руководителя агентства В.Л. Назарова предприняло новое наступление на музей. По мнению Федерального агентства музей занимает слишком большую площадь, и его необходимо "ужать" - как минимум на три четверти площадей. Руководство агентства пытается разместить в музее "вновь создаваемые государственные структуры", при этом не поясняя, каким именно "структурам" вновь помешал музей.
Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства является единственным музеем Российской Федерации, объединившим в своем собрании изделия художественного ремесла, народных художественных промыслов и производств, а также авторские произведения декоративно-прикладного искусства народов России. Музей был создан в 1981 году, и в следующем году готовится отметить свое 25-летие. За время существование музея в его стенах прошло более 550 выставок; многие экспонаты музея неоднократно выставлялись в России и за рубежом.
Музей расположен в комплексе зданий старинной городской усадьбы графов Остерманов, являющейся архитектурным и историческим памятником XVIII-XIX веков.
Коллекция музея насчитывает более 120 000 экспонатов народного творчества и художественных промыслов нашей страны, охватывающих период с XIV века до начала XXI века. В музее хранится уникальное собрание лаковой миниатюрной живописи мастеров Федоскина, Палеха, Мстеры, Холуя; собрание лаковой росписи по металлу Урала и Подмосковья; коллекция самоваров и чугунного художественного литья Урала; осветительные приборы, часы, кабинетная скульптура и другие художественные изделия из бронзы; собрание культовой мелкой пластики XIV-XIX века; изделия из серебра XVII-XX веков, художественная эмаль, ювелирные изделия; фарфор, фаянс и стекло русских заводов; богородская игрушка; декоративная скульптура из дерева, изделия из бересты; кружева из Вологды, Ельца, Михайлова; павлово-посадские набивные шерстяные платки и шали и т.д.
Музей обладает такими уникальными коллекциями, как известная на весь мир коллекция агитационного фарфора 1920х гг, частные коллекции Марии Владимировны Мироновой и Александра Семеновича Менакера; коллекция Леонида Осиповича Утесова и многих других.
При музее вот уже пять лет существует детский центр, где детей обучают ведущие мастера декоративно-прикладного искусства и известные российские художники.
В богатейшем научном архиве музея хранятся уникальные рукописи и документы, составляющие культурное наследие нашей страны. Архив, как и уникальная библиотека музея, находятся в чрезвычайно стесненных условиях: помещения музея не могут вместить все собрания, и уникальные экспонаты сохраняются исключительно благодаря энтузиазму научных сотрудников музея.
Здание музея, представляет собой архитектурный ансамбль, формировавшийся на протяжении XVIII-XX вв. Весь комплекс (включая пристройку конца 1940-х гг.) является памятником архитектуры федерального значения и охраняется государством.
Прежде на месте музея находилась городская усадьба. Дошедший до нас трёхэтажный дворец с флигелями и переходами был построен в 1786 г. и был широко известен в Москве как "дом графа Остермана".
Первыми владельцами территории, ныне занимаемой музеем и детским парком, были представители древнего рода Стрешневых. После В.И. Стрешнева усадьба досталась его племяннику, графу Ивану Андреевичу Остерману, сыну Андрея Ивановича Остермана и Марфы Ивановны Стрешневой.
Иван Андреевич Остерман (1725-1811) сразу начал перестройку усадьбы. К 1786 г. все основные сооружения были обновлены и стали каменными. Главный дом-дворец превратился в трёхэтажный, двухэтажные флигеля соединились с ним полукруглыми крытыми переходами, которые имели сквозные проезды на задний двор. Курдонёр (парадный двор) украсился двумя декоративными прудами. Трёхчастная планировочная структура усадьбы (главный дом - соединяющие переходы - флигель) сохранилась до настоящего времени. История не донесла до нас имя архитектора дворца, вероятно, он принадлежал школе М.Ф. Казакова.
Сегодня московская городская усадьба конца XVIII в., характерный памятник архитектуры эпохи классицизма, по понятным причинам является лакомым куском для отдельных чиновников и политиков. Располагающийся в здании музей бережно хранит этот памятник архитектуры, однако руководящие органы считают, что усадьба будет выглядеть гораздо лучше при новых хозяевах - когда ее перестроят и снесут все исторические здания.
Росимущество выдвинуло инициативу сократить площади музея более чем на три четверти, оставив от музея всего лишь детский центр и кусочек библиотеки. Таким образом, речь идет просто о закрытии музея. По мнению Росимущества, должны быть уволены все сотрудники музея, а уникальная коллекция в лучшем случае расформирована.
Инициатива В.Л. Назарова и возглавляемого им Федерального агентства по управлению федеральным имуществом представляет собой крайне опасный для России прецедент: действия чиновников по отношению к музею - показатель "современного" отношения властьимущих к наследию нашей страны, полного пренебрежения к нашим культурным ценностям и национальным традициям.