С 24 февраля по 20 марта 2005 года Немецкий культурный центр им. Гёте в Санкт-Петербурге, Новый выставочный зал Музея городской скульптуры при поддержке Института ПРО АРТЕ приглашают посетить выставку Института связей с зарубежными странами ifa "Wols. Фотографии, акварели, печатная графика". Открытие 24 февраля в 18.00 в Новом выставочном зале Музея городской скульптуры.
Вольс (Wols, 1913-1951, настоящее имя Альфред Отто Вольфганг Шульце) - один из ярчайших представителей абстрактного экспрессионизма, родоначальник "информеля", официальный фотограф Всемирной выставки в Париже, оригинальный иллюстратор текстов Арто, Кафки и Сартра.
Вольс умер в Париже в 1951 году, прожив 38 лет. Он ушел из мира, который всегда был ему чуждым. "Apatride", т.е. человек без подданства - такая надпись есть на одной из его фотографий. На ней снят сам Вольс, сидящий на ступеньках лестницы.
Художественное творчество Вольса тесно связано с его биографией, в которой значительную роль играли события политической жизни 30 - 40-х годов. Вольс родился в Берлине, а уже через шесть лет семья переехала в Дрезден, где отцу предложили высокий пост в правительстве Саксонии. Вольс рос в хороших условиях, не зная нужды, и довольно рано проявил интерес к искусству и естественным наукам. В 1931 году он выучился на фотографа, а еще через год переехал в Париж. С 1933 года он работает во Франции и Испании. В 1937 году получает серьезный заказ - фотографии Всемирной выставки в Париже (снимки были опубликованы).
В своих фотоработах 30-х годов Вольс комбинирует реализм Баухауза и сюрреалистические новации. Для этого периода его творчества наиболее характерны жанровые фотографии, портреты и абсурдно-жутковатые натюрморты.
Когда разразилась Вторая мировая война, Вольса интернировали, поскольку он немец, а следовательно представитель вражеской державы. Понятно, что в тюрьмах и, позднее спасаясь от немцев, Вольс редко имел возможность фотографировать. До конца войны он занимался акварелью и гравюрой, причем гравюры выполнялись как иллюстрации к произведениям Сартра и Кафки.
Для его живописи характерны эксперименты с различными новыми техниками. Например, он выцарапывал небольшие углубления и канавки в грунте, а потом заливал их сильно разбавленными красками. В своих картинах Вольс не считается эстетическими канонами своего времени или общепринятыми условностями. Единственный значимый масштаб - собственное видение художника, и Вольс доверяется только себе самому, ориентируется только на свои предпочтения. В картинах ему удалось запечатлеть собственные мысли, чувства и даже легчайшие эмоциональные импульсы.
Вольс считается одним из основоположников ташизма, игравшего видную роль в искусстве и всей художественной жизни Германии 50 - 60-х годов. Живопись, не придерживающаяся традиционных правил, свободная от канонов, соответствовала духу времени. Сильно было желание выразить свою индивидуальность, тем более что в течение длительного периода художники должны были подчиняться диктату сверху и служить своим искусством исключительно пропагандистским целям.
Вольс покинул Германию в 1933 году и никогда уже не вернулся на родину. Тонко чувствующий художник не видел для себя перспектив в стране, где к власти пришли нацисты. От него не могла скрыться суть происходящих политических событий, и, отвергая их, он вскоре пришел в целом к неприятию человеческой сущности. "Среди всего, что есть на земле, человек - самое неприятное" - карточку с таким афоризмом он всегда носил с собой. На картинах Вольса часто появляется изображение ветряной мельницы или парусного корабля - символы зависимости человека от природы. Зависимости, которую люди не понимают и недооценивают. Если в античной древности ориентиром для людей был космос, то в наше время человек сам создает свои общественные условия. Для Вольса как человека различные формации современного общества были чуждыми, так же как его картины - для зрителя. Он пытался найти в природе ориентиры и точки опоры, рисовал и фотографировал скелеты животных, растения. Искусство открыло Вольсу возможность по-новому выстроить свой собственный мир. И он это сделал, но лишь для себя, не для нас. Вольс никогда не давал названий своим работам. Да и для кого?