С 11 февраля по 17 марта в Государственном музее-заповеднике А.С.Пушкина "Михайловское" открыта выставка "Матвей Матвеевич Калаушин. К 100-летию со дня рождения".
М.М.Калаушин: биографический очерк.
Мой дед - Матвей Матвеевич Калаушин - родился 5 августа (по старому стилю 23 июля) 1904 года в станице Лабинской Краснодарского края. Его отец - кубанский казак Матвей Алексеевич Калаушин - мастер кожевенного ремесла, владелец шорно-седельной мастерской и школы кожевенно-прикладных ремесел - имел статус Поставщика Двора Его Императорского Величества, и изделия его мастерской неоднократно удостаивались призов и золотых медалей на всемирных выставках в Париже и Лондоне. Жизненным принципом семьи, где было 9 детей, был девиз "Святее дружбы чувства нет", который самый младший в семье Матюша или "Матылёк", как его нежно называли родные, пронес через всю свою жизнь.
В 1913 году Матвей Калаушин (младший) поступил в Лабинскую гимназию и закончил ее в 1922 году, одновременно (с момента утверждения Советской власти на Северном Кавказе в 1920 году) работая секретарем в ревкоме аула Ходзь Адыгейской автономной области.
В 1922 году Матвей Матвеевич поступил в Донской Государственный университет, а в 1923 за особые успехи в учебе был переведен в Петербургский университет, который успешно закончил в 1926 году. Начиная с 1923 года, жизнь, судьба и деятельность Матвея Матвеевича становятся неразрывно связанными с Петербургом и его культурой.
Как известно, 20-е годы были периодом активного развития отечественного литературоведения, в котором, несомненно, лидировала группа формального метода, объединившая творческие силы таких интерпретаторов и историков литературы, как Б.М.Жирмунский, Б.М.Эйхенбаум, Б.В.Томашевский, Н.В.Виноградов, Ю.Г.Оксман и многих других. Именно эти ученые, а в особенности Эйхенбаум, под руководством которого Матвей Матвеевич писал дипломную, а впоследствии и кандидатскую работы, имели огромное влияние на формирование исследовательского почерка М.М.Калаушина. За проявленные способности в области научно-исследовательской работы решением Совета факультета М. Калаушин был оставлен при кафедре истории русской литературы. С учреждением институтов аспирантуры в 1927 году он подал кандидатскую работу "Пушкин и русский исторический роман" и был зачислен аспирантом в научно-исследовательский институт Речевой Культуры. На конкурсном экзамене в Москве в Российской Ассоциации научно-исследовательских институтов общественных наук он успешно защитил свою работу.
Аспирантуру Калаушин совмещал с работой экскурсовода по историко-бытовым объектам, потом методиста в дворцах-музеях. По окончании аспирантуры в 1931 году ему было присвоено звание научного сотрудника I разряда и доцента. В том же году Матвей Матвеевич был командирован в Институт Литературы Академии Наук (Пушкинский Дом), в котором и проработал большую часть своей жизни, посвятив львиную долю своей неутомимой энергии созданию литературных музеев в стране.
За годы работы в Институте Литературы Матвей Матвеевич занимал ряд ответственных постов от заместителя заведующего литературным музеем Пушкинского Дома до должности директора Всесоюзного музея А.С.Пушкина. За время деятельности М.М.Калаушина по его инициативе и с его непосредственным участием были созданы 39 литературно-художественных музеев, в том числе Пушкинский Заповедник в селе Михайловском и Святых Горах, Музей-квартира Пушкина на Мойке 12, Музей-квартира Н.А.Некрасова и Всесоюзный музей А.С.Пушкина. Последний был создан на основе Юбилейной Пушкинской Выставки в 1937 году, одним из ведущих организаторов которой был М.М.Калаушин. С этой даты судьба Матвея Матвеевича оказалась неразрывно связанной как с судьбой Музея, так и с творчеством Пушкина.
Однако Матвей Матвеевич, кроме музейной работы, не забывал и о литературоведении. Среди его печатных трудов, помимо посвященных творчеству Пушкина и музеям, находится ряд статей о таких русских литераторах, как Короленко, Салтыков-Щедрин, Добролюбов, Чернышевский, Глеб Успенский, Горький и Маяковский. М.М.Калаушин неутомимо занимался и редакторской деятельностью, составляя комментарии к изданиям произведений вышеупомянутых авторов. Среди последних трудов Матвея Матвеевича выделяется редакция фундаментального тома "Пушкин и его время" (1962), который также включает и его статью "Ранние неопубликованные иллюстрации к "Руслану и Людмиле". Нужно отметить, что тема взаимосвязей между литературой и изобразительным искусством занимала особое место в работе М.М.Калаушина. Увлечение этой темой выразилось как в организации музейных экспозиций, так и в составлении серии альбомов, посвященных отражению жизни и творчества писателей в изобразительном искусстве (Пушкина, Некрасова, Чехова и других).
Выступал Матвей Матвеевич также и в роли автора - составителя фотовыставок, рассматривающих творчество Лермонтова. Салтыкова-Щедрина, Шевченко, Горького и других писателей на основе изобразительных материалов. Увлечение искусством привело М.М.Калаушина к знакомству с многими современными художниками и скульпторами - Радловым, Хижинским, Милашевским, Белашовой, Аникушиным, Гликманом, Буниным и многими другими. Матвей Матвеевич неоднократно привлекал художников к музейной работе, заказывая им картины и скульптуры. Именно благодаря решению и поддержке М.М.Калаушина молодому тогда Аникушину удалось выиграть конкурс на лучший памятник Пушкину, установленный на Плошади Искусств перед Русским Музеем.
Матвей Матвеевич Калаушин увлекал своим энтузиазмом, энергией, добродушием и жизнерадостностью многих современников. Все его друзья, соратники и сослуживцы с уважением отмечали именно эти его качества и говорили о Матвее Матвеевиче как о неутомимом горячем энтузиасте и исключительно творческом человеке.
...Наследие М.М.Калаушина и его вклад в развитие русской культуры не требуют комментариев. Все музеи, созданные им, продолжали свое развитие и в данный момент являются гордостью России. Однако с течением времени многие исторические реалии стираются, и неутомимо трудившиеся, но скромные люди, сыгравшие существенную роль в формировании культурного облика страны, выпадают из поля внимания общества. Надеемся, что эта мемориальная выставка, посвященная столетию со дня рождения первого директора Всероссийского музея А.С.Пушкина, сумеет воскресить в памяти одну из сложных, но духовно богатых судеб той эпохи.