Со 2 февраля в Фотографическом музее "Дом Метенкова" работает выставка классика отечественной фотографии "Макс Пенсон. Избранное".
Макс Пенсон прожил жизнь в Ташкенте, далеко от мировых культурных центров, но это не помешало ему добиться признания. С начала 1930-х гг. он печатается в московских журналах, а в 1934 г. фотография "Узбекская мадонна" получила золотую медаль на Всемирной выставке в Париже. Пенсон был знаком с Сергеем Эйзенштейном и всеми знаменитыми фотографами своего поколения, хотя при его жизни состоялась только одна персональная выставка. В 1949 г. антисемитская компания больно ударила по фотографу. Он был лишен работы и остался без средств к существованию. Последние годы в глубокой депрессии провел дома, ретушируя старые снимки, и умер в 1959 г.
Макс Пенсон – пример провинциального художника, которому удалось стать известным благодаря своеобразию региона, где он жил. Главная и единственная тема его фотографий – Узбекистан, стиль Пенсона сплавлен из авангарда и социалистического реализма. Средняя Азия была популярной темой в искусстве 1930-1940-х гг., некоторые московские фотографы прославились съемками шумных сталинских компаний, таких как строительство Ферганского канала и др. Но только Пенсон с упорством трудоголика и знанием узбекской культуры, смог создать полноценный фотографический портрет республики. Еврей по национальности, он оказался первым фоторепортером в Узбекистане.
Творчество Макса Пенсона стоит в ряду таких знаковых для отечествен-ной фотографии фигур, как Александр Родченко и Борис Игнатович. Но кроме исторической ценности и художественных достоинств у фотографий Пенсона есть и нравственная сторона. Они являются примером взаимного обогащения культур разных народов. Это очень важно для региона, разрываемого в наши дни религиозной и национальной враждой.
На выставке представлены более 80 фотографий. Часть из них - авторские отпечатки, некоторые снимки напечатаны дочерью фотографа Диной Пенсон с оригинальных негативов отца.