Московская биеннале шумела задолго до своего открытия. Мыслимое ли дело - международная выставка современного искусства. Смею предположить, что людей, которые имеют сложившееся впечатление о современном искусстве - немного. Пресса заранее будоражила воображение будущих посетителей - самое лучшее, самое интересное, самое свободное. Надо признаться, что призыв возымел действие, и это искусство захотелось посмотреть. Но то, что увидели зрители, превзошло все ожидания. Основной проект расположился в бывшем Музее В.И.Ленина. Громада этого здания знакома людям, возраст которых около 30 самым непосредственным образом, нас здесь принимали в пионеры. Школьниками мы входили в музей с необыкновенным трепетом, не забыть бы слова клятвы, вести себя достойно. Музей огромен, а ожидание бесконечно. Эти чувства несколько повторились, пресс-конференция прошла без показа работ. Рассказ о событии и непосредственно показ работ Биеннале разделяли сутки. Что же это будет? Слово искусство у многих ассоциируется с картинами, а именно с живописью. Вспоминается традиционные произведения известных музеев, кажется, что современные работы должны быть еще лучше, интереснее, грандиознее. Сейчас совсем иные возможности у художника, он волен выбрать любую манеру - от классической до экспериментальной. Но… к сожаленью, 28 января стало ясно, что современное искусство живопись не показывает.
Открытие выставки в четверг, среди рабочей недели. С этой точки зрения, время было предложено максимально удобное - 19.30. Пробираясь на Биеннале к 20 часам, в голову лезли мысли, что возможно все уже кончилось и музей закрыт. Оказалось, что прийти в музей к этому времени было самое разумное. Как раз в это время собрались все организаторы на церемонию открытия. В музее была толпа, номерков не хватило, люди стояли в верхней одежде. По музею невозможно было пройти, люди протискивались в давке. После торжественных речей было разрешено взглянуть на то самое долгожданное современное искусство.
Среди толпы разглядеть что-либо было невозможно. Музей встречал зрителя парадной мраморной просторной лестницей, казалось, что за ней откроются огромные залы, которые смогут вместить всех желающих. Музей оказался невелик, состояние его не блестящее. Огромного зала в нем нет. В музее несколько комнат, где расположились следующие виды современного искусства - инсталляции, видео. Посетители переходят из зала в зал, задерживаются перед экранами завороженные, как будто никогда раньше не видели телевизора или проектора. Толпа значительно оживляла все происходящее. Представить себе единичных посетителей и звенящую тишину залов достаточно сложно. Если бы здесь не было столько народу, можно было бы подумать, что люди пришли не на выставку, а в какое-то случайное помещение в процессе ремонта - душно, шумно, непонятно что где находится, ненужные вещи свалены в кучу в центре зала. Как-то обретаешь волю к восприятию в зале, где открыты окна. Посмотреть из окна, где "площадь Красная видна" мечта любого человека. Один из положительных моментов Биеннале - реализация этого детского желания. В соседнем зале демонстрируется забавная световая композиция. Множество лампочек расположены на нескольких панно, у каждой лампочки есть свой выключатель. Щелкая выключателями, включая или выключая лампочки в определенной последовательности можно сделать световую надпись или какую-то другую фантазию. Желающих пощелкать кнопочками нашлось достаточно. Организатор Биеннале предпочтение отдали зрелищным видам искусства. Но, несмотря на это, один из залов украшен графикой. Роспись шариковой ручкой на стенах обыгрывает пятна шпаклевки. В одной из комнат расположена звуковая инсталляция, которая кричала что-то сердитым голосом, текс громкой речи был написан в цветных квадратиках. Одна композиция оформлена новенькими кухонными блестящими металлическими предметами. Лестница и неработающий эскалатор воспринимаются как часть большого перформанса. Оживленное перемещение людей придает динамику всему происходящему. Как с юмором заметили организаторы выставки во время открытия - постамент для лучшего художника свободен (Н.Трегуб).
2 Московская биеннале современного искусства http://www.museum.ru/N30242