С 7 февраля по 20 мая 2005 г. в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина будет проходить масштабный международный проект - выставка "Россия - Италия. От Джотто до Малевича", в которой участвуют крупнейшие музеи двух стран. Основная часть экспонатов демонстрировалась недавно в Риме в Скудерии дель Квиринале, однако состав выставки для Москвы был дополнен как итальянской, так и российской сторонами. Изначальная идея заключалась в том, чтобы обозначить точки соприкосновения и линии взаимовлияния двух культур начиная с времен Византийской империи, показав по 50 произведений от каждой страны.
Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств (Санкт-Петербург), старейший художественный музей России, предоставил пять произведений высочайшего уровня; из них - два шедевра из своей постоянной экспозиции - уникальные проектные модели Смольного монастыря (по проекту архитектора Ф.Б.Растрелли), а также части западного фасада и церкви Михайловского замка (по проекту архитектора В.Бренны). Оба знаменитых итальянских зодчих работали в Санкт-Петербурге ( Растрелли - при императрице Елизавете Петровне, Бренна - при Павле I). Искусство создания моделей будущих архитектурных построек было пришло в Россию из Европы. Именно модели, всегда существующие в единственном экземпляре, дают нам возможность представить себе первоначальный замысел зодчего во всей его полноте Модель Смольного монастыря в масштабе 1:62 вырезали из дерева русские мастера под руководством Я. Лоренца в 1750-1756 гг. Согласно пожеланию императрицы, Растрелли намеревался построить перед монастырем колокольню, высота которой должна была в два раза превосходить колокольню Ивана Великого Московского Кремля. Однако, из-за начавшейся войны с Пруссией, а затем и смерти Елизаветы, строительство приостановили на несколько десятилетий. Изящное сооружение в стиле барокко в первой четверти 19 в. заканчивал русский архитектор В.П.Стасов, придавший постройке более спокойные, классицистические черты, значительно изменив замысел итальянского мастера.
Модель фрагмента западного фасада Михайловского замка дает возможность полюбоваться тщательностью, с которой неизвестным мастером в конце 1790-х гг. в масштабе 1:33 передано великолепное оформление интерьера церкви (в коллекции музея есть и модели других фасадов этого удивительного памятника архитектуры, расположенного в центре Санкт-Петербурга, обнесенного со всех сторон рвами, как средневековые постройки). По повелению хозяина замка в самом начале 19 века, собрание академического музея пополнила целая коллекция пробковых моделей, отображающих облик знаменитых строений античности. На выставку в ГМИИ Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств дал три модели итальянского мастера Антонио Кики - "Арку Тита на Римском Форуме", половину модели Пантеона и "Водопровод Клавдия на Аппиевой дороге" (1770-е гг.). Модели из пробки были заказаны в Италии Екатериной II для внуков Александра и Константина, изучавших древнюю историю.