19 января 2005 года исполнилось 140 лет со дня рождения великого русского художника Валентина Александровича Серова.
В собрании Саратовского государственного художественного музея имени А.Н.Радищева он представлен двумя работами - портретом и пейзажем. Они написаны уже зрелым мастером в 1901 году и в том же году оказались в музейной коллекции, так как Великий князь Георгий Михайлович, двоюродный брат Николая II, был Высочайшим покровителем Радищевского музея.
"Портрет Великого князя" подчеркнуто параден и декоративен. Этому ощущению способствует насыщенный колорит фона картины. Князь, небрежно облокотившийся на стол, с осанкой человека, привыкшего к военной выправке, всей своей позой демонстрирует аристократическую привычку позировать. Но лицо и руки, выхваченные ярким светом, говорят о его психологии вопреки декоративности портрета. Перед нами усталый и ко всему равнодушный человек. Никакая осанка и уверенность не может скрыть точно переданного Серовым безвольного и маловыразительного лица.
"Стог сена" в полной мере продолжает линию крестьянского или деревенского пейзажа в русской живописи. Осень, затянутое тучами небо. Покосившаяся избенка и тощая лошадь с мужиком - таковы слагаемые этот пейзажа, его образы. Но все это несет в себе столь глубокое переживание русской природы, что у зрителя невольно перехватывает дыхание. Это, действительно, "нищая Россия" с "серыми избами" и "песнями ветровыми". И слезами великой любви и боли, проявленных в колорите, тоски и горечи.
Серов - признанный мастер живописи рубежа XIX-XX веков. Он блестяще завершает русскую живопись XIX века, соединяя в своем творчестве эмоциональное отношение к натуре и предельный рационализм и объективность. Поиски формального решения каждого отдельного полотна свидетельствует о масштабах его художественного мастерства.