НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Самая популярная выставка по итогам 2004 г. "Цветы и грезы Ар Нуво"

11 января 2005Москва
А. Муха. Календарь ''Зодиак''. 1897
Из сорока восьми лет творческой деятельности Альфонса Мухи десять были посвящены плакату. Небольшой отрезок жизни, с 1895 по 1905 год, сделал знаменитым чешского художника, без имени которого не может быть полной картина мирового модерна, стиля, "изобретенного" под влиянием индустриального прогресса и эстетики символистов. Культ линии и орнаментов, воцарение растительных, флореальных мотивов, акцент на культурах экзотических стран и переосмысление своих национальных традиций в целенаправленном декорировании быта - были характерны для искусства двух последних десятилетий XIX века, вошедших в историю как "Belle Epoque". Художники осваивали профессиональное ремесло, создавая утилитарные вещи, а ремесленники поднимались в своих творениях до высот истинного искусства. Альфонс Муха (Мюша - на французский лад) был не только ярким представителем нового стиля - "Ар нуво" в Париже, "Яцессии" в Праге, но и заставил говорить о собственном - "стиле Мухи". Как выразитель эстетических вкусов буржуазного общества, он фактически стал символом эпохи, ее хроникером.

В Париж Муха приехал в двадцативосьмилетнем возрасте. Любимым художником он называл Гюстава Моро, его увлечением была история, а отличительными чертами - упорство и сверхъестественное трудолюбие, позже вошедшее в легенды. В первые годы своего пребывания в Париже он исполнял небольшие заказы на оформление журналов, книг, образцов прикладной графики - меню, пригласительных билетов и визитных карточек. Свое первое предложение сделать плакат Альфонс Муха получил в парижской мастерской Лемерсье, где в это время он по счастливой случайности работал с печатниками над оттисками с рисунков своего приятеля.

Идеи, осуществленные в проекте театральной афиши к постановке спектакля "Жисмонда" с великой Сарой Бернар, были подготовлены его предыдущим опытом. В раннем творчестве Мухи явно прослеживается влияние концептуальных предшественников модерна - прерафаэлитов, английских художников середины XIX века, смущавших воображение следующего за ними поколения меланхоличностью палитры, мрачной символикой сюжетов и фатальной натуралистичностью живописи. Жанр плаката, с его особыми требованиями к изобразительному строю, истребил все недостатки сложносоставных композиций Мухи, лишив их фабульности и дотошной детализации. Афиша немедленно была признана шедевром в своем виде искусства, а художник нашел признание, которое в большой степени было связано с личностью выдающейся французской актрисы Сары Бернар. Ее влияние на мировоззрение и формирование нового творческого стиля Мухи трудно переоценить. Его готовность к культу Дамы, девы-ангела, феи, демонической женщины, Принцессы Грезы, нашла идеальный объект - в одном лице воплощались все образы, отвечающие умонастроениям и моде тех лет.

В 1895 году актриса заключила договор с художником на выполнение афиш и программ к ее спектаклям. Это пятилетие, период их сотрудничества, по праву можно назвать самым успешным в творчестве Альфонса Мухи. Он занимается сценографией, проектирует театральные костюмы и ювелирные украшения Сары Бернар. Одновременно с этим плодотворно работает в других видах искусства - дизайне мебели, костюмов, интерьеров.

Количество заказов росло с невероятной быстротой, а популярность творчества художника была такова, что почти сразу же заговорили о "феномене Мухи". Появилось понятие "La Femme Muchas", его женские образы вдохновляли поэтов, им посвящали музыкальные вечера. Рисунки и акварели, переведенные в технику литографии, расходились тысячами экземпляров - плакаты, декоративные панно, художественные открытки. Объявленные бесплатным приложением к журналам, эстампы и календари Альфонса Мухи поднимали тиражи изданий "La Plume", "L'Estampe Moderne". Муха не раз с гордостью писал о том, что делал многое, чтобы его искусство было доступным и понятным каждому. Вырабатывая свои стилевые приемы, он безошибочно следовал конъюнктуре: умеренный символизм, буржуазная роскошь Ар нуво, легкий налет мистицизма, чувственность в рамках приличия и обнаженность модели в границах дозволенного. Художник избегает геометрически четких форм и прямых углов, в его линиях сознательная кривизна, волнообразная подвижность и гибкость, столь характерные для нового стиля.

Еще одна отличительная черта плакатов Альфонса Мухи - это редкая согласованность текстовой графики с изображением. Заслуга Мухи в том, что он ввел текст в структуру листа, наделил его образностью и общей стилевой завершенностью. Поле текста принимает геометрические формы, повторяет арочные изгибы и статичность оснований архитектурных строений, вплетается в локоны женских волос, вписывается в причудливые виньетки.

Модерн, исчерпав себя, увял, уступив место новым направлениям в искусстве - Ар деко и функционализм были непримиримы к своему предшественнику. Обвиненный в слащавости и вульгарности, стиль "прекрасной эпохи", как и творчество одного из главных его идеологов, были надолго забыты.

Вместе с возрождением интереса к модерну вспомнили творчество чешского мастера. В конце ХХ века образы его "чаровниц" вновь эксплуатируются, иногда без указания авторства, огромными тиражами в календарях, конвертах, игральных картах и суперобложках женских романов. Пожалуй, такая популярность Мухи сыграла негативную роль в оценке его творчества у многих эстетов и специалистов, несправедливо ассоциирующих художника с мещанским вкусом обывателя.

"Стиль Мухи" не так прост, как кажется. Редкий композиционный талант, безупречное владение рисунком, умение организовать и собрать плоскость листа, а главное - верное чувство стиля - сделали его недосягаемым для дилетантского близорукого копирования.

Справедливым было бы назвать ряд талантливых плакатистов, работавших под влиянием произведений мастера - бельгиец Прива Ливемон, румын Палеолог, французы Поль Бертон, Жан Атш, Анри Тирье, итальянец Эммануэль Орази, поляк Станислав Выспянский. В России прямым подражателем Альфонса Мухи был Сергей Соломко, заимствовавший в своих композициях приемы чешского плакатиста, повторявший позы и ракурсы его моделей.

Помимо литографий в собрание Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина входит одна акварель Альфонса Мухи, демонстрирующая его мастерство рисовальщика и умелого стилизатора. Это проект обложки, посвященный русской теме. В композиции с женскими фигурами в пышном убранстве национальных костюмов можно увидеть гербы России и Москвы: двуглавого орла и Георгия Победоносца. (И.А.Никифорова, куратор выставки)

Беседа с Ириной Никифоровой http://www.museum.ru/N20528

www.museum.ru/N20505
Ваше мнение »»

»»Отдел личных коллекций
Адрес:город Москва, ул. Волхонка, 10
Проезд:Ст. м. "Кропоткинская", "Боровицкая", "Библиотека им. Ленина"
Телефоны:(495) 697-16-10
сайт:pushkinmuseum.art/
EMail:;


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, другие

важные события  x    ?  

новости от 26.01.2020  x    ?  


Душа дерева. Выставка скульптуры Вячеслава Петухова

Выставка "Шотландские полки Его Величества: к 75-летию Победы"

Суфизм без границ. Накшбандийский шейх Ахмед Гюмюшханеви (1813-1893) и его рукописи

Выставка «Эксперимент» в Калининградском историко-художественном музее

Портрет в перспективе. Собрание Музея В.А. Тропинина на выставке в Воронеже

Юбилейная выставка Анатолия Курникова в Сургутском художественном музее

Зимний бал «Холодная краса» в рамках «Посольских вечеров»

Выставка «Моршанская старина» в Воронежском художественном музее им. И.Н. Крамского

В Музее мостов стартует новый выставочный проект «Мосты блокадного Ленинграда»

Выставка «Иллюстрации к трагедии А.С. Пушкина "Моцарт и Сальери"» в Орле

Электронная выставка «Они жили в Ленинграде» в Музее-усадьбе Г.Р. Державина

Выставка «Оружие Победы» в Прокопьевском городском краеведческом музее

В Софии открылась выставка «Русская зима. Очарование праздников в Коломенском»

«Границы облака». Выставка видеоарта в Галерее-мастерской «ГРАУНД Солянка»

Анна Третьякова. Метафлора

Выставка "Юрий Пенушкин. Всё драгоценно в этой жизни" в Старой Ладоге

Специалисты Дарвиновского музея "оживили" неандертальца с помощью современных технологий

День эволюции в Дарвиновском музее

Персональная выставка Димы Филиппова «В поисках слона»

Выставка "Совы" в Дарвиновском музее

Фотосессия в духе ХХ века

Галопом по Европам

Фальк, Машков, Кузнецов. Круг художников поставангарда 1920–1960-х гг.

Выставка "Сергей Сапожников" в Новой Третьяковке

"Без дублера". Выставка-посвящение Николаю Караченцову в Бахрушинском музее

"Ночь идей" в Пушкинском музее

Выставка Анастасии Славновой "L`amour"

Выставка "Серенький козлик и сорок мурлык" в Угличском музее

«Здесь по заре и звездам я школу проходил…»


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2020 Museum.ru