Гордостью коллекции Радищевского музея по праву считаются работы Ильи Ефимовича Репина - четыре портрета и два редких в его творчестве пейзажных этюда. Почти все они поступили в музей от его основателя - Алексея Петровича Боголюбова, которого связывали с И.Е.Репиным долгие годы добрых отношений.
Впервые они встретились в Париже в середине 1880-х годов. Репин жил там после окончания Петербургской Академии художеств, а Боголюбов был неофициальным опекуном её выпускников (пенсионеров) во Франции. Он был необычным наставником: с доброжелательностью и заинтересованностью старшего и более опытного товарища наблюдал за работой молодых художников, помогал им советами, устраивал заказы.
И.Е.Репин считал А.П.Боголюбова прекрасным человеком, в котором "много простоты, откровенности и юношеской горячности", всегда с неизменной симпатией относился к европейски известному пейзажисту, академику и профессору живописи, очень дорожил его расположением.
"Русским Парижем" называли друзья и знакомые А.П.Боголюбова его парижскую мастерскую. Здесь часто бывали супруги Виардо, И.С.Тургенев, русские художники. Здесь Репиным был написан ранний из его портретов А.П.Боголюбова - так называемый "парижский" 1876 года. Традиционная схема парадного портрета в нём почти не нарушена, однако, совсем не парадный, скорее подчёркнуто будничный облик Боголюбова, изображенного в привычной обстановке его ателье, словно бы не соответствует задаче парадного изображения - выгодно представлять человека, характеризуя его социальный статус. Кажется, уставший художник только что прервал работу, в руках палитра и кисти - знакомые атрибуты его профессии. В портрете, который оставляет впечатление естественности и жизненной достоверности, отчётливо стремление созданию картины, как у старых мастеров, искусство которых тогда особенно увлекало Репина.
Спустя шесть лет в Москве И.Е.Репин напишет ещё один портрет А.П.Боголюбова. Энергичным, несмотря на преклонный возраст, деятельным и целеустремлённым предстаёт он в портрете 1882 года. Благородный профиль чётким силуэтом смотрится на тёмном фоне, усиливая ясность и значительность портретного образа. Тщательно написано загорелое обветренное лицо, обрамлённое сединой. Общую серовато-коричневую цветовую гамму портрета оживляют пятна синего, серого и жёлтого, положенные легко и свободно.
По свидетельству Алексея Петровича Боголюбова, этот портрет был написан в его московской мастерской в продолжение одного трёхчасового сеанса. Созданный с быстротой натурного этюда, он привлекает лаконизмом и ёмкостью характеристики. Отражая свойственные художникам-передвижникам представления о ценности человеческой личности, "Портрет А.П.Боголюбова" 1882 года принадлежит к лучшим произведениям И.Е.Репина, созданным в пору расцвета его творчества, и является одним из самых известных экспонатов Саратовского государственного художественного музея имени А.Н.Радищева.