Коллекция западноевропейского и русского фарфора складывалась на протяжении всей истории Радищевского музея.
Основатель его - известный русский художник и коллекционер А.П.Боголюбов (1824-1896). В своих многочисленных путешествиях по странам Западной Европы он собрал старинный фарфор, в основном саксонский. Эти произведения и положили начало музейному собранию. С 1920 года собрание стало быстро расти за счет поступлений из музейных фондов.
Самым крупным поступлением в наши дни стал фарфор, завещанный музею в 1970 году саратовским врачом О.А.Гордеевой. Эта коллекция во многом восполнила проблемы в музейном собрании, значительно обогатив его изделиями русских частных предприятий. В настоящее время музей располагает фарфором практически всех знаменитых заводов Европы: Мейсенского, Берлинского, Севрского, Венского, Петербургского Императорского.
XVIII век - это классическая эпоха в истории европейского фарфора. Мастера творчески трактуют его белизну и хрупкость, используют материал с учетом его природный свойств.
Особую славу Мейсена - первого европейского фарфорового производства - составляет мелкая пластика. В изображениях дам, кавалеров, в аллегорических композициях и пасторалях с особой силой проявилось одно из качеств стиля рококо - иллюзия непрерывного плавного течения линии. Рождение мейсенской пластики связано с именами Иоанна Иоахима Кендлера и Петера Рейнике. В их произведениях соединились элементы как скульптуры, так и собственного декоративно-прикладного искусства. Прихотливостью контуров и красотой цвета отличаются скульптуры, выполненные по их моделям.
Берлинский завод представлен в Радищевском музее различными предметами сервировки стола и убранства интерьеров. Нежнейшим пурпуром, составлявшим славу этого произведения, расписана по мотивам А.Ватто "каретная чашка". Излюбленными в XVIII веке пасторалями, цветочным орнаментом украшены тулова чайников, кофейников, декоративных ваз.
Каждая страна выработала свою особую технологию фарфора, характер орнамента, обычно в рамках одного и того же стиля.
На всю Европу славилась французская посуда с цветными фонами - розовым, бирюзовым, голубым. Этот так называемый "мягкий" фарфор производился на севрской королевской мануфактуре до конца XVIII века. Таких чистых и глубоких тонов со множеством оттенков не дает ни один керамический материал. Его специфические свойства как нельзя более соответствовали стилю рококо, тяготевшему к прихотливым, изнеженным формам. Белые медальоны, обрамленные изысканным цветочным орнаментом, заполнялись цветочной росписью.
В годы Великой французской революции широкое распространение получили росписи золотом и платиной по черному фону в духе по черному фону в духе китайских сцен, так называемый "шинаузери". Особенно прославились своими тарелками "шинуа" художники Дье и Ле Ге, работавшие на Севрской мануфактуре. Высокие художественные качества конца XVIII - начала XIX века, когда в европейском фарфоре складывались черты нового стиля - ампира, стремящегося к повышенной декоративности свойственно предметам Венского завода. Венские мастера дали свой вариант росписи. В зеркале тарелок в богатом обрамлении золоченого орнамента чаще всего помещались копии с картин мастеров эпохи Возрождения. Сравнительно небольшая коллекция произведений Императорского фарфорового завода 1770-1870-х годов отличается простотой формы и орнаментики, особой изысканностью, присущие даже ординарным вещам.
Вторым русским фарфоровым произведением, возникшим в XVIII столетии, был частный завод Франца Гарднера, ориентированный главным образом на рынок. Здесь сложились устойчивые формы массовой посуды и фарфоровая пластика, которые впоследствии стали образцом почти для всех заводов России.
Стиль ампир, в начале XIX века ставший достоянием всей Европы, в русском декоративно-прикладном искусстве приобрел черты ярко выраженного национального своеобразия. Вдохновленный античностью, в мотивах декора он предпочтение изображению лавровых венков, военной атрибутики, львов, грифонов. В формах нарастает стремление к монолитности, передаче спокойной статики, акцентировке ритма. Торжественно-величавы небольшие антикизированные скульптуры, которые выполнены мастерами Императорского фарфорового завода.
В рамках этого стиля выделяется фарфор завода Попова, основанного в 1811 году. В художественном отношении он всегда стремился к известной самостоятельности. В заводской лаборатории разрабатывались рецепты "поповских" красок: нежных, розовых, палевых, сиреневых тонов.
Со второй половины XIX века изделия предприятий России Гарднера, Попова, Сафронова, Корниловых отражают вкусы средних слоев русского общества. В продукции этих заводов происходит становление новых черт русского фарфора, находят свое воплощение многие явления русской действительности. Именно на частных русских заводах, менее, чем Императорский, регламентированных нормами стиля или моды создаются оригинальные формы и их росписи, навеянные традиционной народной керамикой, появляются национальные мотивы в скульптуре.
В настоящее время фонд западноевропейского и русского фарфора насчитывает около 1500 единиц хранения и пополняется произведениями, достойно продолжающими начатое А.П.Боголюбовым собирательство.