В день открытия Радищевского музея 29 июня 1885 года из Петергофа в Саратов пришла телеграмма от Александра III:"…радуюсь освящению Радищевского музея которому от души желаю успеха и процветания на пользу художества и искусства России. Саша".
Эти слова, собственноручно вписанные императором в почтовый бланк с грифом "NB", явились не только данью вежливости, но выражением чувств человека, принявшего деятельное участие в судьбе музея, в пополнении его коллекций и присвоении ему опального в то время имени А.Н.Радищева. Выражая радость по поводу знаменательного для истории России события император приветствовал всех просвещенных саратовцев, саратовских деятелей по организации музея, а также (а может быть, прежде всего) Алексея Петровича Боголюбова.
Основатель музея, внук А.Н.Радищева, профессор живописи Алексей Петрович Боголюбов "благосклонности судьбы" приписывал и дружеские отношения со многими членами августейшей семьи, хотя признавался, что "без труда и таланта, а также без придатков умственных был бы не замечен никем". Особенно близкие и доверительные отношения сложились между Боголюбовым и императором Александром III.
Знакомство их состоялось в 1863 году, когда Боголюбов был приглашен сопровождать наследника цесаревича великого князя Николая Александровича, старшего брата Александра, в путешествии по России. В 1866-м. Алексей Петрович участвовал в непродолжительном вояже по России ставшего наследником престола Александра Александровича (Николай Александрович скончался в 1865 году). Осенью того же года он был представлен супруге наследника датской принцессе Дагмар, будущей императрице Марии Федоровне, пожелавшей видеть Боголюбова руководителем своих "занятий по части искусства". Лето 1867 года Боголюбов провел в Дании, присоединившись к свите наследника Александра Александровича. Знакомство с дворцовыми коллекциями Копенгагена, фабриками, знаменитыми своим производством фарфора, фаянса и стекла, бесконечные разговоры об искусстве, живой интерес Марии Федоровны к старине сделали свое дело. Именно здесь у наследника пробудилась страсть к собирательству. К тому же, он унаследовал от великого князя Николая Александровича небольшое собрание картин русских и иностранных художников и несколько этюдов Боголюбова. Коллекционируя редкости, Александр Александрович зачастую пользовался советами маститого художника.
По заказу наследника и просьбам цесаревны Алексей Петрович исполнил не один десяток этюдов и картин на различные темы, а также оформил ряд альбомов с рисунками и акварелями. Боголюбов был частым и желанным гостем в Царском Селе, в Аничковом дворце, где как художник принимал активное участие в артистических увеселениях двора наследника: ставил живые картины, устраивал празднества, оформлял балы. Помогая художественным обществам, Александр поощрял и отдельных художников, отличившихся на поприще искусства.
Слова Боголюбова, высказанные в разговоре с наследником, о создании "первого губернского музея с рисовальной школой художественно-промышленного липа" и о желании назвать музей Радищевским, легли на благодатную почву. Александр Александрович одобрил идею. А что касается Радищева, то "80 лет, отделяющие нас от его смерти и прощения, оправданы тем, что его мысли об освобождении русского народа ознаменованы действительностью и не могут быть помехой, чтоб имя его было известно всем". Таковы были слова наследника, приведенные Боголюбовым в автобиографических "Записках моряка-художника". Заметим, что имя Радищева все еще находилось под запретом. И на изданное в 1872 году двухтомное собрание сочинений Радищева, содержащее полный текст "Путешествия", был наложен арест. И все же "радищевский" вопрос был улажен.
Интересный факт: передавая в музей в 1887 г. хранившийся в семье экземпляр прижизненного издания "Путешествия", А.П. и Н.П.Боголюбовы прошнуровали и опломбировали сургучной печатью главу "Тверь", где выносится смертный приговор крепостничеству и самодержавию, оставив следующую надпись: "Печать должна быть в неприкосновенности. А. и Н.Боголюбовы. 1887 г.". Было ли это их личной инициативой, предосторожностью, не лишенной основания, или таково было пожелание наследника, ознакомившегося с книгой по просьбе Алексея Петровича еще в 1880 году? Так или иначе благодаря благосклонности императора имя Радищева зазвучало открыто и вся передовая общественность России горячо приветствовала появление первого общедоступного музея.
В 2005 году Саратовский Радищевский музей отметит славное 120-летие, продолжая святое дело на благо образования и просвещения народа, начатое А.Н.Радищевым.