3 сентября в 16.00 Государственный музей истории Санкт-Петербурга и Институт ПРО АРТЕ при поддержке Фонда Форда открывают выставку "Неизвестный Ленинград. 20 шедевров архитектуры конструктивизма".
Выставка "Неизвестный Ленинград. 20 шедевров архитектуры конструктивизма" организована Государственным музеем истории Санкт-Петербурга и Институтом ПРО АРТЕ как часть совместного проекта по современной архитектуре. Начиная с апреля 2004 года, в Петропавловской крепости регулярно проводятся лекции ведущих зарубежных и российских архитекторов. Выставка "Неизвестный Ленинград. 20 шедевров архитектуры конструктивизма" будет сопровождаться лекциями, экскурсиями, дискуссиями, посвященными судьбе конструктивизма в России. Организация выставки и издание каталога стали возможны благодаря поддержке Фонда Форда.
Выставка продолжает серию архитектурных выставок Государственного музея истории Санкт-Петербурга: за последние десять лет в музее было представлено творчество петербургских и ленинградских зодчих Н.А.Троцкого, Ф.Б.Растрелли, Дж.Кваренги, Я.Г.Гевирца.
Проект "Ленинградский конструктивизм" был впервые реализован Государственным музеем истории Санкт-Петербурга совместно с Нидерландским архитектурным институтом (г. Роттердам): в сентябре 2003 г. - феврале 2004 г. выставка "Неизвестный Ленинград" была проведена в Нидерландском архитектурном институте. Здесь была представлена уникальная коллекция архитектурной графики фондов ГМИ СПб 1920-х - начала 1930-х гг, включающая работы выдающихся мастеров - представителей ленинградской школы конструктивизма - А.К.Барутчева, Д.П.Бурышкина, Н.А.Митурича, А.С.Никольского, Г.А.Симонова.
Наследие ленинградского архитектурного модернизма, в отличие от московского, мало изучено и практически не известно широкой публике. Конструктивизм утвердился в Ленинграде в середине 1920-х гг. и прошел короткий, искусственно прерванный цикл развития. Важнейшим фактором, оказавшим влияние на его формирование, явилось экспериментальное творчество К.С.Малевича. Созданная им художественная система супрематизма была применена на практике А.С.Никольским. Идеи Никольского получили развитие в творчестве его ученика и соратника Н.А.Митурича, реализовавшего в конце 1920-х гг. ряд смелых экспериментальных проектов.
В работах, представленных на выставке "Неизвестный Ленинград", отражен весь диапазон архитектурных поисков 1920-х - начала 1930-х гг. В первую очередь, это строительство экспериментальных жилых массивов со сферой обслуживания, новых типов общественных зданий, а также комплексов спортивных и зрелищных сооружений, в которых была реализована актуальная для того времени новаторская программа по реорганизации всей жизненной среды, традиционных форм быта и досуга в соответствии с потребностями человека социалистической эпохи. Едва ли не самыми яркими образцами таких зданий были школа на улице Ткачей Г.А.Симонова, здания районных фабрик-кухонь, созданные группой талантливых молодых авторов - А.К.Барутчевым, И.А.Гильтером, И.А.Меерзоном, Я.О.Рубанчиком, спортивные сооружения А.С.Никольского и его мастерской, типовые хлебозаводы на Кушелевке и Левашовском проспекте. На выставке представлены также неосуществленные проекты - в середине 1930-х гг. советская архитектура резко порвала с конструктивизмом, встав на путь освоения классического наследия. Многим замыслам тех лет было суждено остаться на бумаге.
В процессе подготовки выставки было выявлено авторство ряда листов, значившихся прежде как "проект неизвестного архитектора", были уточнены датировки работ. Большинство произведений экспонируются впервые.
В работах, представленных на выставке "Неизвестный Ленинград", отражен весь диапазон архитектурных поисков 1920-х - начала 1930-х гг. В первую очередь, это строительство экспериментальных жилых массивов со сферой обслуживания, новых типов общественных зданий, а также комплексов спортивных и зрелищных сооружений, в которых была реализована актуальная для того времени новаторская программа по реорганизации всей жизненной среды, традиционных форм быта и досуга в соответствии с потребностями человека социалистической эпохи. Едва ли не самыми яркими образцами таких зданий были школа на улице Ткачей Г.А.Симонова, здания районных фабрик- кухонь, созданные группой талантливых молодых авторов - А.К.Барутчевым, И.А.Гильтером, И.А.Меерзоном, Я.О.Рубанчиком, спортивные сооружения А.С.Никольского и его мастерской, типовые хлебозаводы на Кушелевке и Левашовском проспекте. На выставке представлены также неосуществленные проекты.
В процессе подготовки выставки было выявлено авторство ряда листов, значившихся прежде как "проект неизвестного архитектора", были уточнены датировки работ. Большинство произведений экспонируются впервые.
Выставка будет сопровождаться лекциями, экскурсиями, дискуссиями, посвященными судьбе конструктивизма в России.
Организация выставки и издание каталога стали возможны благодаря поддержке Фонда Форда.
Видеоматериалы к выставке предоставлены Центром Современной Архитектуры (Москва).